"Каждая простуда, каждый вирус может стать смертельным!": история Расмы об инфаркте и пересадке сердца
Два года назад у Расмы Ницмане появилось новое сердце. Трансплантация прошла в Университетской клинической больнице им. Паула Страдиня под руководством главного врача отделения неотложной кардиохирургии Улдиса Страздиньша, ныне доцента. "Страздиньш как вынул, так и вложил мне донорское сердце, но всего в операции участвовало 15 врачей, я всех даже не знаю", — говорит Расма.
Расма из Ранки (Гулбенский край) никогда не жаловалась на здоровье, она успевала делать все, что ей нужно на работе и дома. В советское время она даже председательствовала в сельсовете, потом выполняла разную работу, в том числе и в колхозе. Хоть у Расмы есть квартира новом доме, у нее всегда был огород, где она сажала и картошку, и морковку, и горох и прочие садовые вкусности. "Нужно было сводить концы с концами, сад нужен был, чтобы выжить с тремя дочерьми, иначе это было бы невозможно", — объясняет Расма. Она всегда возилась в саду и говорит, что сначала это было необходимостью, а потом вошло в привычку, особенно нравилось сажать, сеять и ухаживать за разными цветами. "Я всегда была подвижной и активной", — говорит она.
Несчастье случилось пять лет назад. Весной она заболела гриппом, сердце заставило обратить на себя внимание, а летом у нее начался странный кашель, с которым она не могла справиться. Расма ходила по врачам, в том числе и к пульмонологу, но никто ничего особенного не нашел. Постепенно становилось все хуже, женщина очень быстро уставала, через каждые три-четыре шага приходилось останавливаться, чтобы отдышаться. Тогдашний фармацевт местной аптеки, обладавший фантастическим опытом и знаниями, услышав кашель Расмы, сказал: "Поспешите к кардиологу на консультацию!" Расма рассказала об этом своему семейному врачу, и врач согласился, что надо посетить кардиолога.
Фармацевт оказался прав, позже врачи сказали, что неполадки с сердцем — последствие гриппа. Оказывается, у Расмы была еще и легочная гипертензия, заболевание, при котором повышается кровяное давление в легочных артериях — в сосудах, несущих венозную кровь из правого желудочка в легкие, поэтому постепенно нарушается снабжение организма кислородом и возникают другие проблемы. "Я записалась в очередь на консультацию в Риге, в Veselības centrs 4. Консультации пришлось ждать три месяца, оставалось всего четыре дня, когда у меня случился сильный инфаркт. Я только-только дождалась своего 60-летия. Работники скорой минимум час стабилизировали мое состояние, чтобы можно было везти в больницу, хотя сама я мало что помню, я была в полубессознательном состоянии", — рассказывает Расма.
Ее доставили в Рижскую Восточную клиническую университетскую больницу, в кардиоваскулярном отделении неотложной кардиологии установили стент, но этого оказалось недостаточно. Врач Гайльэзерса Арведс Апинис, у которого Расма наблюдалась около трех лет, все объяснил. "Он сказал, что есть два варианта — прожить еще два года или сделать пересадку сердца. Мне было страшно, очень, но что делать - я хотела жить", — говорит она.
Ей дали список кардиохирургов, которые могут сделать пересадку сердца, и сказали, что она может выбирать. "Я положила семь листочков в круг и вытянула наугад. Рука остановилась на листе с именем Улдиса Страздиньша, - смеется Расма. - Когда подошла моя очередь, я взяла все свои медицинские документы, поехала в Страдиня на консультацию. Первым я увидела такого простого мужчину с очень теплым и искренним взглядом. Он спросил меня, чего я хочу, я сказала, что приехала на консультацию и дала ему мою папку с документами. Он посмотрел на все один раз, потом начал читать и посмотрел на меня такими большими глазами, снова посмотрел на эти бумажки и спросил, могу ли я еще сама ходить?! Оказывается, человек с добрыми и искренними глазами - это и есть Улдис Страздиньш!", - улыбается Расма. Прошло еще несколько консультаций, а потом Расма месяц лежала в Страдиня, потому что нужны были дополнительные обследования.
Там она увидела, что означает операция на сердце и то, как это выглядит со стороны. В палате их было восемь человек — на тот момент Covid-19 еще не свирепствовал. Она видела, как людей привозят после тяжелых операций, а потом постепенно заставляют двигаться. В качестве очень яркого примера вспоминает 80-летнюю женщину, которой потребовалась операция на сердце. "Помню, когда ее привели, казалось, она готовилась умирать. Но она очнулась после операции от наркоза, к ней пришел физиотерапевт, она начала немного двигаться, прошло три дня и мы с этой женщиной пошли по коридору!"
Когда медицинский совет в Страдиня решил, что необходима пересадка сердца, Расма согласилась: "Я подумала - неужели я в свои более молодые годы не встану после операции, если встала 80-летняя женщина?!", - говорит Расма. Тогда родилась вера в то, что все должно быть хорошо.
Через два года после операции Расма чувствует себя хорошо, сейчас тоже возится в огороде. С работой нужно быть осторожной, не следует переусердствовать, если начинает чувствовать себя уставшей, нужно немедленно дать себе покой. Расма любит читать книги, поэтому ей не скучно. "Надо быть осторожной, чтобы не подхватить какую-либо инфекцию, потому что после пересадки сердца придется всю оставшуюся жизнь принимать иммунодепрессанты, чтобы организм не отталкивал сердце, а это значит, что каждая простуда, каждый вирус может стать очень опасным, даже смертельным".
Женщина говорит, что стала спокойнее, что жизнь — бесценный дар и надо радоваться каждому утру, каждому прожитому дню, поэтому не стоит так сильно переживать по поводу всего. "Раньше я была более нетерпимой, могла вспылить, а теперь смотрю на все более философски", — говорит Расма, добавляя, что у нее четверо внуков и три дочери, и это - любовь и радость. "И вообще, я родилась в особенном месте, в поместье Ранка", — смеется Расма. В то время в усадьбе была больница, сейчас там усадебная часовня, так что можно даже сказать, что она родилась в часовне.
То, что она пережила за последние пять лет, также помогло ей понять и оценить работу врачей: "Те сестрички, которые приходили ко мне, юноши-санитары в реанимации - они были такими заботливыми, такими милыми. Когда люди на своем месте, они делают неоценимую работу. Операция была уже во время пандемии Covid-19, у всех врачей видела только их глаза, но та чуткость и любовь, которые я заметила, меня согрели, мне стало легче все переносить, я этого не забыла и не забуду. За это время мне пришлось один раз прийти в больницу, потому что были осложнения, в легких скапливалась жидкость, нужно было все проверить, но в течение недели мы со всем справились. От медсестер, когда мы снова встретились, была такая радость и искренность! Еще у меня очень хороший и чуткий семейный врач Сандра Микельсоне, я могу позвонить ей в любой день и в любое время, она всегда ответит или перезвонит мне через некоторое время. Первой меня спасла фельдшер скорой помощи, она же работает у моего семейного врача - Ивета Зуркова, она действительно спасла мне жизнь. За время болезни и выздоровления я увидела много добрых, знающих и искренних врачей, и это действительно подарок - встретить умных и понимающих людей!"
Конечно, последние несколько лет были тяжелым временем и для близких Расмы. Около полутора лет назад, в ожидании подходящего донорского сердца, и средний брат, который также живет в Ранке, и старшая дочь должны были быть готовы отвезти Расму в Страдиня в любой день, потому что было в запасе всего три часа, чтобы добраться до больницы. Брат отвез Расму в Приекули, где ее уже встретила старшая дочь и взяла на себя. Первые три месяца после операции все дочери по месяцу жили с Расмой, а теперь все время звонят, чтобы убедиться, что все в порядке.
В конце нашей беседы Расма говорит, что самое главное, что она хочет сказать - большое спасибо близким, которые позволили использовать сердце их любимого человека для трансплантации. "Это великое самоотречение, если люди способны думать о других в момент смерти близкого и помогать спасать жизни других! Я так благодарна родственникам донора, что это невозможно передать словами, и я призываю других людей подумать об этом! Я, конечно, не знаю, кто был моим донором, но он спас мне жизнь, а это святое дело!"