
Тайны латвийского футбола - могут ли за это застрелить? Эксперты рассказывают о закулисных схемах
Несмотря на то, что футбольные агенты проводят очень важную работу для всей спортивной экосистемы - сводят игроков и клубы, помогают спортсменам найти работу, защищают интересы игроков, для большей части посредников, главный интерес - быстрый заработок, пишет Latvijas Avīze.
Футболисты попадают в поле зрения скаутов в раннем возрасте - с 14 лет, самые яркие таланты за границей замечают в еще более раннем возрасте.
"Они начинают разговор с игроками в соцсетях, добывают номера телефонов. Там отработан уже целый механизм, как "сладко напеть" в уши и игрокам и их родителям”, - объясняет Гиртс Михельсонс, соучредитель крупнейшей футбольной школы в Балтии Metta.

Например, Алексей Савельев перешел из клуба Babīte в клуб низшей лиги Литвы, где подписал профессиональный договор, и, не сыграв ни одной игры, через месяц уехал в Италию. Это ясная как день схема с участием агентов, по которой происходят мошенничества", - говорит Михельсонс.
Чтобы избежать тайной вербовки игрока в юные годы, задача семьи придерживаться четкой и открытой коммуникации.
“В профессиональном футболе может быть так, что агент обслуживает целый клуб, и если он нечестный человек, он может начать контролировать клуб - влиять на игроков, распространять слухи о тренерах, руководстве, создавая плохой микроклимат, так можно разорить клуб.
В Metta такие случаи бывали неоднократно, в итоге мы избавились от таких игроков, иначе нажили бы себе проблем. Были команды, где селективно подбирались игроки, тренерский корпус и манипулировали результатами игр”, - рассказывает Михельсонс.
По его словам, около 30% посредников используют нечестные методы.
Опасная работа?
“Были ситуации, когда одновременно десять агентов предлагают клубу одного и того же игрока и тогда появляется вопрос - кто из них (агентов) тот самый? Территория агентов начинается и заканчивается с официального документа”, - объяснил известный в Латвии футбольный агент Александр Чекулаев.

Чтобы стать агентом, необходимо знать процесс изнутри, отлично разбираться в футболе, хотя бы на базовом уровне иметь юридические знания, а также иметь хорошие контакты с игроками и клубами. Повседневная жизнь агента в основном связана с работой за компьютером и телефоном.
Чтобы в этой сфере начать хорошо зарабатывать, сначала нужно сделать себе имя и устроить минимум одного игрока в клуб, чтобы у других появился интерес и желание с тобой сотрудничать.
Раньше Чекулаев сам писал игрокам, а теперь клиенты уже ищут его.
На работу агента не выдаётся лицензии, поэтому заниматься этим может кто угодно. В регистре Футбольной федерации записаны имена всего трех человек (включая убитого на этой неделе Беззубова), но на самом деле работающих по этой профессии людей гораздо больше.
“Я никогда не слышал, что быть агентом опасно, особенно в Латвии. Там, где денег больше, там и проблем больше, больше людей, которые хотят заработать. В Латвии все друг друга знают, я мог позвонить Роману и попросить о помощи. Я в шоке по поводу случившегося”, - говорит опытный футбольный агент Андрей Бутрикс.
"Кинул" Бутрикса
В 2018 году Каспарс Горкшс, перед тем, как его выбрали президентом Латвийской футбольной федерации, сказал, что в футболе правят люди, которые организуют встречи в подвалах и заставляют телефон перед этим положить в холодильник.

“Многие персонажи ходят вокруг и пытаются извлечь для себя выгоду. Футбол подвержен многим рискам и ужасам. В низших лигах большая проблема с договорными матчами”, - тогда говорил Горкшс.
И это не только латвийская специфика, например, Бутрикс в свое время привез в клуб Ventspils нигерийца Айегуну Тониса. А в прошлом году талантливый игрок перешел в швейцарский клуб Zurich. Место там для него согласовал Бутрикс, однако нигериец решил не отдавать своему агенту за это ни цента. А сумма гонорара исчислялась десятками тысяч евро.
Необходимо покинуть страну
В 2009 году в клубе Ventspils произошли события, достойные остросюжетного боевика - в общей сложности у четырех игроков пытались выманить более ста тысяч евро, кого-то, чтобы запугать, увезли в лес, натянув ему на голову полиэтиленовый пакет, а кому-то сожгли машину.
Эти эпизоды фигурировали в обвинении против тогдашнего директора клуба Сергея Барковскиса и еще четырех человек, которые, в свою очередь, указали, что вовлеченные футболисты повлияли на результат игры в тотализаторе. Суд оправдал всех обвиняемых.
"Мне известны кейсы из России - игрокам говорят, что вы нам больше не нужны. Договор? Слушай, у тебя есть шесть часов, чтобы покинуть страну, и, когда будешь уходить, не забудьте подписать бумаги. Если не успеешь, мы будем работать по нашим правилам", - рассказывает Гиртс Михельсонс.
Часто агенты связаны с руководством клуба - в команду приглашаются только его клиенты. Такая система пагубно сказывается на достижении спортивных результатов, но в финансовом отношении представитель команды получает большую выгоду, потому что за каждого игрока, с которым заключен договор, агент возвращает определенную часть своей прибыли.
Такая система "отката" популярна в странах Восточной Европы в различных видах спорта. Бывший футбольный агент Эдгарс Икстенс рассказывал о случае, когда агент и директор клуба согласились купить игрока за полтора миллиона, хотя его стоимость всего один миллион.
Руководитель клуба, продавшего футболиста, возвращает 500 тысяч, которые распределяет агент с директором.
«Ценность игрока примитивно увеличивалась на основе этой схемы, при этом юридически никто никого не обманывает, только акционеров клуба. Эта схема также используется в ТОП-5 лигах, но гораздо реже ».
Убитого Романа Беззубова описывают как доброго, корректного человека, не склонного к конфликтам.