
"Это бесплатная рабочая сила - они растят будущих налогоплательщиков": психолог о труде матерей и нездоровой системе
Сегодня от женщины ожидают почти всего — она должна быть заботливой матерью, профессиональной и ответственной на работе, любящей партнершей, при этом сохранять безупречный внешний вид, поддерживать порядок в доме и заботиться о эмоциональном благополучии семьи. Не возлагает ли общество слишком тяжелое бремя на плечи женщин?
«Мы росли в обществе, где мама может все»
«Я не особо помню, чтобы моя мама говорила: теперь у меня свободное время. Вместо этого был опыт, где женщина все время что-то делает», — рассказывает порталу mammamuntetiem.lv доктор психологии Сабине Берзиня, которая не только профессионально исследует роли матерей и влияние ожиданий общества, но и сама в повседневной жизни балансирует между работой и воспитанием детей. По ее мнению, детский опыт и ожидания общества, которые мы интернализируем с раннего возраста, существенно влияют на то, как женщина позже воспринимает свою роль в семье.
Сообщение общества звучит однозначно: «Мама способна на все». Это убеждение передается от предыдущих поколений, в том числе от бабушек и дедушек, которые «были вынуждены справляться». В результате, когда молодая мать чувствует себя перегруженной, она слышит от своей матери или бабушки: «О чем ты жалуешься? Мы в свое время еще и пели, и все успевали».
Но Берзиня подчеркивает — требования к воспитанию детей сегодня существенно изменились. «Сейчас хорошая мама должна быть еще и экспертом в детской психологии. Знать, когда и как реагировать. Эти стандарты безумно высоки».
У бабушек и дедушек нет времени
«Современная модель семьи, в которой каждая молодая пара живет отдельно в своем доме, с одной стороны — классная и индивидуальная, но для воспитания детей она не подходит», — подчеркивает психолог.
Проблема еще и в том, что раньше бабушки и дедушки больше участвовали в заботе о внуках, потому что выходили на пенсию раньше, а сейчас им самим надо работать — и, в конце концов, тоже отдыхать. Дети часто воспитываются только силами матери и отца (в лучшем случае, а нередко — только матерью) — без бабушек, без поддержки общества, без возможности попросить помощи. «Это как есть еду без витаминов. Жить можно на "фастфуде", но ощущение будет паршивое».
Женщина без помощи должна действовать в режиме выживания. «Это плохой опыт», — заключает Берзиня. «Никто уже не задумывается — как мать справится. Общество просто предполагает, что она справится. И вроде бы справляется, потому что нет вариантов. Но избежать выгорания невозможно».
«Выгорание гарантировано» — если нет системы
Посыл Берзини ясен: «Если мама воспитывает ребенка одна, без поддержки — выгорание практически гарантировано». Она также подчеркивает, что эмоциональный, физический и ментальный ресурс, необходимый для ухода за маленьким ребенком, колоссален: «Даже с точки зрения калорий — мама за день тратит больше, чем получает». Воспитание ребенка — это тяжелый физический и эмоциональный труд.
Хотя Сабине Берзиня сама — психолог с академическим образованием и знаниями о выгорании, она в повседневности сталкивается с той же реальностью, что и большинство матерей — эмоциональной усталостью, напряжением из-за распределения времени и заботой о детях, которая часто конфликтует с профессиональными амбициями.
Она признает: «В моем случае баланс возможен только потому, что у нас есть няня на полный день. В нашей семье двухлетка и пятилетний ребенок, и когда один болеет, второй тут же подхватывает эстафету. Потом снова первый. И еще — для двухлетки полный день в садике слишком тяжел. Вечером — вспышки истерики».
«Я плачу за эту помощь няни, но не вижу другого варианта. Без няни я не смогла бы выполнять свою работу. Это просто невозможно».
«Это не баланс — это просто выживание»
Даже в ее семье, несмотря на знания и попытки сотрудничать, распределение бытовых обязанностей не далось легко. «У нас были конфликты по поводу того, кто в какой день должен быть "главным родителем". Это значит не просто поиграть с ребенком, но и подумать, что он будет есть, где его одежда, что делать после игр», — рассказывает Сабине.
Эти разговоры часто показывают, что и в голове ее партнера, и в ее собственной все еще живет глубоко укоренившееся представление: главная ответственность лежит на женщине. «Это не моя задача — справляться одной. Это не работа одного человека. И все же в реальности часто именно я та, кто должна начинать эти разговоры, говорить — я больше не могу, мне нужен отдых».
Сабине также подчеркивает, что такое «партнерство ради выживания» не является устойчивым. «Баланс возможен только тогда, когда есть дополнительная поддержка. Если бы мы были только вдвоем, без няни, никакого баланса бы не было — только усталость, конфликты и выживание».
И все же — она осознает, что ее опыт с помощью няни доступен не всем. «Мы живем в обществе, где женщин без поддержки оставляют одних. А это невозможно. Невозможно одному человеку полноценно воспитывать детей, работать и сохранять психическое здоровье».
Покой мужчины — истощение женщины?
Двойные стандарты общества проявляются и в отношениях пары. «Даже во мне все еще живет мысль: мужчина заслужил отдых, я могу подождать, — говорит Берзиня. - И тогда я думаю — сколько еще ждать? До 18-летия ребенка?»
Часто женщина, пытающаяся позаботиться о себе, сталкивается с непониманием окружающих. «Пример. Я сварила суп, который нравится только мне. Реакция мужа была: а что же мы будем есть?» — вспоминает она. «Я подумала — как это, что вы будете есть? Или ешьте, или готовьте сами».
Психолог подчеркивает — в нашей культуре прославляется самопожертвование. «Мама, которая думает о себе, считается эгоистичной. Но это не эгоизм — это нормальный инстинкт самосохранения».
Однако на женщину возлагается обязанность самой придумать, как найти время для себя. «Это нечестно. Это снова — дополнительная работа, которую перекладывают на женщину — придумать, где еще она может выкроить свободную минуту».
«Очень выгодно, когда женщина думает, что она делает недостаточно», — говорит Берзиня. - Тогда она компенсирует это — старается еще больше, работает бесплатно, не протестует».
Она также подчеркивает, что труд матерей экономически выгоден для общества: «Это бесплатная рабочая сила — они растят будущих налогоплательщиков. Но никакой поддержки со стороны государства нет». Это также выгодно разного рода организаторам курсов и коучам.
Стандарты "идеальной мамы" — в мусорку
А что делать, если собственная мама в детстве была жестокой, эмоционально недоступной или зависимой? Как не повторить ту же модель?
«Надо начать с того, что эти нереалистичные стандарты мамы надо просто выбросить в мусор», — говорит она. «Надо принять, что мамы бывают разными — в том числе и те, которым не хватило ресурсов. И часто эти мамы сами были сломаны».
Разный опыт — например, терапия или контакт с поддерживающими людьми — может стать «новой моделью». «Нужно искать людей, которые в тебя верят, которые поддерживают, а не говорят, как должно быть», — говорит психолог.
Решения: три шага, как не выгореть
По мнению Берзини, выгорания можно избежать, если следовать трем принципам:
- Поддержка — системная, материальная, эмоциональная. Без нее — выгорание неизбежно.
- Осознание — понимать, что мы живем в обществе, где прославляется самопожертвование.
- Не забывать о своих потребностях — «думать о себе — это не роскошь. Это необходимость».
Время менять установки
Сабине Берзиня подчеркивает противоречие общества — мы хотим, чтобы женщина работала, заботилась о детях, хорошо выглядела и при этом... не протестовала. Ее послание однозначно: эта система — нездоровая.
«Мы все — общество, партнеры, политики — должны взять на себя ответственность. Это не только задача женщины — придумать, как быть счастливой», — говорит она.
И добавляет: «Я не выгорела только потому, что у меня есть помощь. Но если бы я была одна — это был бы просто режим выживания».