54-летняя Майя делится горькой историей: "Я люблю свою маму, но она стала просто невыносимой"
Мы часто сталкиваемся с тем, что родители, старея, становятся обидчивыми, раздражительными и просто невыносимыми, и общение с ними превращается в суровое испытание. Если приходится жить вместе с таким проблемным человеком, разлад в семье неизбежен, не говоря уже о недугах, вызванных стрессом. Почему это явление так распространено? И неужели неизбежно, что с возрастом характер обязательно будет портиться?
Мы все испытываем изменения в нашей личности и характере с течением времени, особенно в юности. Постепенно каждый находит свой внутренний стержень, который не меняется, даже если меняются внешние факторы. Это ядро также обычно устанавливает границы того, насколько «отвратительным» может стать наше поведение.
Однако возраст приносит свои сюрпризы, чаще всего нехорошие, проявляющиеся в истериках, резких перепадах настроения, постоянном унынии и тому подобных негативных качествах. Если диагноз врача не подтверждает, что эти симптомы связаны с деменцией, болезнью Альцгеймера или другими нарушениями психических функций, возникает вопрос – это шипы, которые с возрастом вылезают из мешка нашего характера, или такие изменения характера в возрасте – норма?
От одуванчика к чертополоху
«У моей 82-летней матери нет слабоумия или болезни Альцгеймера — она просто злая. Я люблю ее, но жизнь с ней невыносима. Она переехала к нам после падения и замены тазобедренного сустава. Для маминого удобства мы освободили кабинет мужа (он преподает в университете), купили широкую кровать с ортопедическим матрасом. Прошло 11 месяцев, и мой брак на грани распада. Мой муж - тихий и спокойный человек - страдает, даже моя собачка страдает, потому что она ужасно с ней обращается! Она цинично смеется, когда я спрашиваю о еде, удобствах, личных потребностях. Уже несколько ночей просыпаюсь вся потная и мокрая (это не от менопаузы), со странными треморами и беспокойством, наблюдаюсь у невропатолога. Моя сестра умерла, а других родственников, которые могли бы помочь, нет. Дети сестры только и ждут, когда бабушка умрет и можно будет делить наследство, ведь ей принадлежит много земли. У нее раньше уже были частые приступы гнева и склонность всех контролировать, поэтому я знала, что никогда не буду жить с ней. Теперь она стала просто злой. Может, я слабая, но выхода не вижу», — поделилась своей историей 54-летняя Майя. И наверняка немало людей увидели в этом сценарии частичное сходство с их собственной жизнью.
Бывает, что шок взрослых детей из-за родителей еще сильнее, потому что их мама или папа всю жизнь были светлыми, теплыми и во всех отношениях милыми людьми, но потом вдруг превратились в злых, сварливых, едва знакомых стариков.
Поскольку это явление широко распространено во всем мире, причину можно найти в самой человеческой природе. Личность — это уникальный паттерн мыслей, чувств и поведения, и люди склонны считать личность фиксированной. Однако, по мнению психологов, личность подразумевает развитие. Это не просто статика, в которой человек застрял и не может ее преодолеть. Человек меняется более или менее каждое десятилетие и на протяжении всей жизни.
Почти половина характера наследуется в генах
«У большинства из нас к 30 годам характер затвердевает, как гипс, и никогда больше не размякнет», — в своей книге «Принципы психологии» в 1890 году писал Уильям Джеймс, психолог из Гарвардского университета. Считается, что это был первый раз, когда современная психология обнаружила идею о том, что личность стабилизируется во взрослом возрасте. С тех пор множество эмпирических данных подтвердило, что Джеймс был прав — в какой-то мере.
Да, на поведение в значительной степени влияют наши основные черты личности, которые, как показывают исследования, имеют довольно сильный генетический компонент и, следовательно, довольно стабильны на протяжении всей нашей жизни. Большинство исследований, не говоря уже о здравом смысле, подтверждают, что, хотя мы сильно меняемся в подростковом возрасте и в начале 20-летия, во взрослом возрасте эти изменения замедляются. Наши основные черты личности на самом деле не меняются, но это не значит, что мы не можем измениться и действовать против своей природы, когда этого требует ситуация.
Когда психологи говорят о личности, они обычно имеют в виду черты так называемой большой пятерки, которые универсальны для всех возрастов, полов и национальностей. В иерархическом порядке это: экстраверсия (положительный эмоциональный настрой), невротизм (отрицательный эмоциональный настрой), доброжелательность (умение ладить с окружающими), добросовестность (уровень осторожности, трудолюбия) и открытость опыту (оригинальность, диапазон интересов, умение идти на риск).
Это наши основные характеристики, которые обычно не меняются в зависимости от настроения в данный момент. Исследования в зарождающейся отрасли нейробиологии личности предполагают, что в основе личности лежат наши гены (40-50%), что объясняет, почему личность относительно стабильна. Например, исследования идентичных близнецов подтверждают, что перечисленные выше пять признаков наследуются.
Со временем наша личность естественным образом развивается; в подростковом и раннем взрослом возрасте мы быстро меняемся. Один научный обзор, анализирующий 152 человека, показал, что самые большие изменения в личностных чертах происходят с детства до 20+ лет. В 30, 40 и 50 лет мы все еще меняемся, но эти изменения происходят медленнее и требуют больше усилий. Они очень скромны по сравнению с предыдущими этапами жизни.
Можно ли измениться после 30?
Общее наблюдение ученых – в возрасте около 30 лет люди склонны становиться более невротичными, более интровертными и менее открытыми для новых впечатлений, но при этом более вежливыми и добросовестными. После 30 лет видны те же тенденции, но скорость изменений снижается. То, что происходит в развитии личности в 35-40 лет, будет и в 85-90 лет. Это имеет интуитивный смысл, поскольку речь идет о зрелости личности – как и о физической зрелости, например, когда достигнута максимальная длина тела.
Исследователи подчеркивают, что 30 лет — не волшебный возраст, просто жизнь обычно стабилизируется примерно в это время после завершения учебы, первой любви, ухода из родительского дома и других внешних факторов. Во взрослой жизни потребуются относительно сильные изменения в окружающей среде, чтобы изменить наше поведение. Однако главная идея в том, что мы не жертвы наших обстоятельств, наших генов, а можем свободно выбирать, как себя вести. Например, многие интроверты время от времени или из-за работы (при выступлении перед аудиторией) заставляют себя становиться экстравертными.
Чего это нам стоит? Идя против нашей истинной природы, мы подвергаем опасности вегетативную нервную систему и можем сильно истощить себя. Это действительно тревога, проявляющаяся в вегетативном возбуждении. Сердце начинает биться чаще, мышцы напрягаются, появляются и другие признаки стрессовой реакции. Чтобы нейтрализовать этот стресс, человеку необходимо на некоторое время вернуться к своему истинному я. Например, после вечеринки, на которой они были вынуждены быть экстравертами в течение нескольких часов, интровертам обычно нужно снова провести некоторое время в одиночестве, чтобы перезарядиться. Или люди, не столь дружелюбные по натуре, могут притворяться более дружелюбными, чтобы поладить с коллегами, но через некоторое время им потребуется восстановление — может быть, удар по боксерской груше в спортзале, слишком быстрая езда на машине или что-то еще.
Исследователи пока не выяснили, сколько человек может противодействовать своему природному характеру. Возможно, с многолетней практикой люди могут переквалифицироваться, вести себя вопреки своей генетической сути и даже не слишком дорогой ценой – своему самочувствию. В человеческом мозгу появляется все больше и больше свидетельств нейропластичности — он не неизменен, фиксирован, а способен реорганизовываться. Поэтому возможно, что изменения в нервном механизме, лежащем в основе черт личности, могут быть восстановлены при достаточной практике. Однако в большинстве случаев, если личность должна была выковываться заново, даже в результате многолетних тренировок, действующих против своей природы, за это приходится расплачиваться.
Созревание личности - на всю жизнь?
Последние исследования, как правило, еще больше подтверждают идею о том, что наша личность подвижна и изменчива на протяжении всей жизни, и что значительные изменения возможны примерно до 80 лет. И хотя принято думать о старении как об упадке, постепенные изменения в нашей личности имеют некоторые удивительные преимущества. Например, было обнаружено, что с возрастом люди становятся более сознательными, доброжелательными и менее невротичными. Черты личности так называемой темной триады макиавеллизма (манипулирования другими), нарциссизма и психопатии также имеют тенденцию к снижению, как и риск антиобщественного поведения, такого как преступность.
Исследования также показали, что с возрастом люди становятся более самоотверженными, более надежными. У них повышается сила воли, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, развивается чувство юмора. Наконец, пожилые люди лучше контролируют свои эмоции. Это, несомненно, выигрышная комбинация говорит о том, что стереотип о пожилых людях как сварливых и негативно настроенных пенсионерах должен быть пересмотрен.
Как развиваются изменения личности? Это в настоящее время является самым большим спором среди исследователей, потому что никто не может объяснить этот наш путь. Некоторые думают, что, поскольку взросление личности является универсальным явлением, способы изменения нашей личности далеко не случайный побочный эффект, потому что для изучения принципов требуется больше времени; скорее, это может быть генетически запрограммировано, возможно, даже сформировано эволюционными силами. Другие считают, что наша личность частично определяется генетическими факторами, но затем формируется социальным давлением на протяжении всей жизни. Люди просто вынуждены менять свое поведение и со временем становиться более ответственными. Наша личность меняется, чтобы помочь нам справляться с жизненными трудностями. Например, исследования показали, что в культурах, где так сложилось, что люди быстрее взрослеют — женятся, начинают работать, берут на себя взрослые обязанности, — их личности, как правило, взрослеют быстрее.
Какой возрастной этап самый важный? В большинстве культур представления о личности сосредоточены на ранних этапах жизни, но ведущие исследователи в области развития личности думают иначе. По их мнению, самым важным периодом развития является детство и юность. С личной точки зрения, на этих этапах жизни не так много систематических приобретений или потерь — они появляются позже. Черты личности, которые помогают нам выделяться, усиливаются в среднем возрасте, но несколько ослабевают по мере того, как мы становимся старше. Это может быть связано с проблемами со здоровьем, потерей партнера или социальных связей.
Нормальные изменения в характере в старости
Что происходит, когда мы достигаем старости? Исследования показывают, что в самой старшей группе населения (70-80 лет) снова меняются черты личности, в среднем эти люди становятся менее открытыми и экстравертированными, а также менее покладистыми и осознанными. Благотворные изменения, произошедшие при их жизни, начинают трансформироваться. На самом деле, с возрастом наша личность тесно связана с благополучием. Было обнаружено, что люди с более высоким самоконтролем с большей вероятностью дольше будут здоровыми; женщины с более высоким уровнем невротизма чаще испытывают симптомы во время менопаузы; определенная степень нарциссизма связана с более сильным чувством одиночества, что само по себе является фактором риска ранней смерти.
Единого рецепта, по которому люди стареют, не существует, но наблюдаются общие тенденции. Говоря о пожилых людей и их внезапных изменений личности, некоторые из них являются нормальной частью процесса старения и не должны слишком тревожить. Например, сопротивление изменениям является естественным. Многие пожилые люди уже выработали образ жизни в свои «золотые годы» и хотят сохранить его таким. Также интроверсия — чрезмерная преданность своему внутреннему миру — обычно идет рука об руку с асоциальностью. Многие пожилые люди, размышляя о своей жизни, переживают период глубокого самоанализа, исследования своих мыслей и чувств. По этой причине ранее очень громкий и разговорчивый человек может стать намного тише в обществе. Однако интроверсия, особенно когда она сопровождается самоизоляцией, иногда может свидетельствовать о других проблемах, таких как депрессия, физическая слабость и ухудшение когнитивных способностей.
Внезапные перепады настроения, повышенная неудовлетворенность и гнев довольно часто встречаются у пожилых людей, которым трудно выполнять повседневные задачи, которые когда-то давались им легко. Следует также отметить, что сильные перепады настроения могут быть вызваны деменцией, депрессией или инсультом.
Нормальна и легкая апатия в пожилом возрасте, когда человек просто игнорирует маловажные вещи после долгих лет утомительных личных проблем. Следует насторожиться, если пожилой человек перестает заботиться о людях или его больше не заботят увлечения, которые он когда-то любил. Деменция, депрессия и потеря памяти также могут вызывать апатию у пожилых людей.
Импульсивное, капризное и безрассудное поведение также являются частыми изменениями личности у пожилых людей. Эти поведенческие изменения обычно вызваны неврологическими расстройствами или другими проблемами со здоровьем. Неподготовленный близкий человек может быть удивлен, когда стареющий родитель делает неуместные комментарии, отказывается обращаться к врачу, принимать лекарства или проявляет другие безрассудные или саморазрушительные модели поведения. Люди, которые внезапно начинают играть в азартные игры или принимать наркотики, например, могут на самом деле проявлять признаки деменции или депрессии.
Агрессивность и воинственность
Агрессивность и воинственность пожилых людей может показаться непонятной, особенно если она неожиданна, ведь в прошлом человек был спокойным и терпимым. Одним из самых популярных объяснений этих вспышек гнева и ненависти к близким или опекунам является… глубокая печаль.
Пожилой человек, который выходит на пенсию и нередко переезжает из семейного дома, переживает важное жизненное событие, которое может вызвать глубокую печаль. Проблемы со здоровьем, например инвалидность, часто приводят к потере свободы и независимости. Пожилые люди нередко испытывают большие потери за короткий период времени, например, уходят из жизни их друзья и коллеги. Но в нашей культуре людям часто трудно выразить грусть. Гнев является более социально приемлемой эмоцией, чем грусть, поэтому пожилой человек может выразить свою грусть словесными или эмоциональными оскорблениями, а не плачем.
Пожилые люди, которые необъяснимо жестоки или агрессивны, также могут страдать от более глубоких проблем, таких как физическая боль, депрессия или деменция. Возбуждение также может быть вызвано дискомфортом из-за недостатка сна, побочными эффектами лекарств, громкими звуками, чрезмерным беспорядком или окружающей средой.
Как правило, в тех случаях, когда обычно спокойный человек старшего поколения начинает вести себя агрессивно, есть некий возбудитель гнева, который вызывает это поведение. Очень часто это психосоциальная среда – если что-то в этой среде вызвало у человека сильные эмоции, агрессивное поведение может быть нормальной реакцией. Истории и воспоминания, любимая еда, музыка или что-то еще привычное могут помочь восстановить спокойную обстановку.
Можно ли изменить свои черты характера в старости? Исследователи в этом не уверены. Исследования японских долгожителей подтверждают, что они более оптимистичны и удовлетворены жизнью, чем средний пожилой гражданин, но, возможно, они были такими с самого начала и поэтому живут так долго.
Однако оптимистическое заключительное замечание — теперь мы знаем, что, вопреки давно принятому мнению о неизменности личности, мы способны меняться в течение жизни. Личность подобна гобелену, нити которого отражают различные факторы, делающие человека таким, какой он есть: гены, родители, братья и сестры, учителя, романтические партнеры, коллеги, соседи и т. д. Личность меняется со временем, постепенно и последовательно, это больше похоже на смещение тектонических плит, чем на внезапное землетрясение. И это открытие либо тревожит, либо обнадеживает, поднимая вопрос о том, насколько мы можем превратиться в другого человека в течение нашей жизни.