Алексей Елисеев: "Не стоит надеяться, что коррупционеры тоталитарных стран помогут!"
Все чаще нам приходится сталкиваться со случаями, когда бизнесмены из CHГ подвергаются преследованиям по неоправданным и абсурдным причинам со стороны властей России или других тоталитарных и коррумпированных стран. Такой страной может быть, например, также Беларусь или Кыргызстан. В таких случаях нет смысла обращаться за помощью к чиновникам или юристам этих стран, которые зависимы и не смогут помочь. Вам следует обратиться к компетентным юристам, которые знакомы с этой проблемой, знают законодательство стран Евросоюза и понимают, какие инструменты использовать для предотвращения возможных проблем.
Алексей Елисеев
Алексей Елисеев имеет многолетний опыт по защите прав граждан разных стран от неправомерных действий связанных с Интерполом.
Людей арестовывают, но Интерпол ничего не понимает
Недавнее разоблачение злоупотреблений в Национальном Центральном Бюро Молдовы (Интерпол), связанных с коррупционным блокированием и удалением «красных уведомлений» о международном розыске, очередной раз показало уязвимость современной системы международного полицейского сотрудничества. Глава молдавского офиса Интерпола арестован и обвинен в коррупции. Это произошло после того, как было произведено несколько арестов в рамках широкомасштабной операции по саботажу системы "красных уведомлений" для разыскиваемых подозреваемых.
Четверо чиновников МВД были задержаны в ходе рейдов по всей Молдове в связи с коррупционной схемой, сообщили французские власти. Схема позволяла разыскиваемым блокировать или удалять "красные уведомления" о себе путем уплаты взяток, особенно в Молдове, заявил французский прокурор по финансовым преступлениям Жан-Франсуа Бонэйр.
По большому счету, это является издержками так называемого «политического нейтралитета» Интерпола, как его понимают в руководстве этой организации. Будучи по своей сути межгосударственной договорной институцией, Интерпол вынужден сохранять в своих рядах разнонаправленные политические режимы, включая диктаторские и коррупционные, которые через свои национальные центральные бюро (НЦБ) получают доступ к его базам и, более того, могут использовать их для сведения политических счетов или в иных неправомерных целях. Органы управления и контроля Интерпола формируются из представителей «основных правовых систем мира», которые также могут иметь «своеобразное» понимание функций этой международной полицейской организации.
Полтора года назад в Италии задержали латвийского бизнесмена, поскольку он числился в розыске в базе данных российского Интерпола. С большим стрессом выяснилось, что никаких преступлений в России он не совершал, но его преследуют за отправку гуманитарной помощи в Украину. Его освободили. Злоупотребления розыском Интерпола неизбежны, но от них можно эффективно защититься.
Представитель страны-агрессора едва не стал главой Интерпола
К примеру, в СМИ ранее уже высказывались подозрения в отношении бывшего российского члена Комиссии по контролю за файлами Интерпола Петра Городова, которого в последующем путинский режим даже пытался продвинуть на должность руководителя Интерпола. Тогда этому удалось воспрепятствовать, но г-н Городов занял пост заместителя генерального прокурора России по вопросам розыска и экстрадиции, и уже с этой позиции и, судя по всему, используя свои наработанные связи в штаб-квартире Интерпола в Лионе, реализовывал схемы по вымогательству денег у граждан, которые были отмечены «красным флажком» международного розыска. Вполне возможно, что молдавский НЦБ как раз может оказаться частью этой преступной группировки.
Очевидно, однако, что подобные злоупотребления в личных коррупционных интересах национальных полицейских чиновников невозможны без одобрения и покровительства со стороны правящих режимов государств, которые они представляют. Вспоминая практику российских властей по подкупу и коррумпированию зарубежных политиков и международных функционеров, есть все основания подозревать, что подобные схемы имеют своей целью не просто личное обогащение отдельных нечистоплотных дельцов, но, скорее, создание основы для использования механизмов Интерпола в более глобальных политически мотивированных целях. Вероятно, именно на такие внутренние коррупционные договоренности рассчитывал путинский режим, когда пытался объявить в международный розыск бывших и действующих политиков Латвии в феврале этого года.
Жертвам преследования трудно противостоять манипуляциям
Жертвам такого преследования достаточно трудно противостоять манипуляциям. Дело осложняется также и тем, что Интерпол является независимой межгосударственной организацией, решения которой нельзя оспорить ни в национальном суде или какой-либо международной институции.
Суд Европейского Союза лишь один раз в 2021 году принял решение о противоречии европейской регуле о защите персональных данных «красного уведомления» Интерпола в связи с нарушением принципа «двойной ответственности». Однако, это до сих пор остается единственным прецедентом внешнего контроля за деятельностью Интерпола, который, к тому же, действует только на территории ЕС.
В остальном же фигуранты международной розыскной базы могут рассчитывать только на внутреннюю Комиссию по контролю за файлами Интерпола и его Генеральный Секретариат, которые уполномочены проверять розыскные уведомления на соответствие правилам. По итогам такой проверки они могут блокировать и удалять персональные данные фигурантов розыска из файлов Интерпола.
Основания для удаления могут быть разными. Это и политическая мотивация преследования, нарушение прав человека (духа Всеобщей декларации прав человека ООН), гражданский характер дела, отсутствие в нем криминального элемента, некачественность розыскных данных и т. д. Однако необходимо учитывать специфику процедуры обжалования. В частности, нужно принимать во внимание, что Интерпол чаще всего не интересуют вопросы вины, конкретной юридической квалификации или внутригосударственные процессуальные нарушения. Он не желает становиться еще одной «апелляционной инстанцией в национальных юрисдикциях», а озабочен лишь тем, чтобы розыскные данные соответствовали его собственным правилам. Поэтому для обжалования международного розыска лучше обратиться к юристам, которые специализируются непосредственно на этих вопросах. С их помощью можно сначала запросить данные «красного уведомления», а затем эффективно оспорить его. Если же розыск еще не был объявлен, то юристы вправе подать так называемый «превентивный запрос».
Не ищите неофициальных «друзей»!
Чего точно нельзя делать, так это пользоваться неофициальными услугами коррумпированных госчиновников, наподобие тех, что были разоблачены в Молдове. Получить доступ к своим данным в базах Интерпола и добиться их удаления можно путем легальной процедуры с помощью профессиональных юристов. Конечно, это кропотливая и тонкая юридическая работа со сбором доказательств и подготовкой аргументации. Однако, только такой путь является гарантией для эффективной и действенной защиты.