Латвию заставили ветряками, но электроэнергия дешевле для людей не становится. Что пошло не так?
фото: Shutterstock
Любое событие в латвийской энергетике приводит к росту цен.
Мнение

Латвию заставили ветряками, но электроэнергия дешевле для людей не становится. Что пошло не так?

Отдел информации

Otkrito.lv

Как сообщают эксперты компании Eurowind Energy Neue Energien, по темпам развития возобновляемой энергетики Латвия в настоящее время сильно отстает от соседних стран — Литвы и Эстонии.

В 2021 году произошел существенный перелом: Литва впервые стала лидером по объему вновь установленных мощностей возобновляемых энергоресурсов, достигнув 0,9 ГВт, в Эстонии этот показатель составил 0,7 ГВт. В то же время в Латвии рост был минимальным — около 0,1 ГВт, что свидетельствовало о стабильном отставании от соседей. 2023 год в Литве и Эстонии ознаменовался еще более стремительным развитием. Литва увеличила установленные мощности возобновляемых энергоресурсов более чем в полтора раза — до 2,4 ГВт, тогда как Эстония достигла уровня 1,0 ГВт. В Латвии впервые за этот период был зафиксирован более заметный рост — до 0,4 ГВт, однако отставание от соседних стран сохранялось.

В 2024 году тенденция укрепилась — Литва и Эстония продолжили развитие возобновляемых энергоресурсов: в Литве установленные мощности достигли 4,2 ГВт, а в Эстонии — 1,7 ГВт. В Латвии этот показатель вырос до 0,8 ГВт, что свидетельствует об ускорении темпов, но одновременно подчеркивает структурное отставание страны в Балтийском регионе. На сегодняшний день по объему мощностей возобновляемой энергетики мы отстаем от Литвы в 5,25 раза, а от Эстонии — в два раза.

«Несмотря на то что значительная часть ежегодно произведенной в Латвии электроэнергии создается из возобновляемых ресурсов (по данным Eurostat — 55 процентов в 2024 году), цены на электроэнергию часто зависят от дорогого газа. Причина проста. Среднегодовые показатели не отражают реального формирования цены, поскольку цена устанавливается отдельно для каждого часа. В те часы и сезоны, когда солнечной, ветровой и гидроэнергии недостаточно, дефицит приходится покрывать газом. Таким образом, даже если доля возобновляемых энергоресурсов в годовом разрезе высока, именно газ становится “последним необходимым источником”, который определяет цену на рынке. Однако этот дефицит можно было бы компенсировать не газом, а ветровой энергией — так, как это делают Литва и Эстония», — объясняют эксперты.

"Также важно развеять популярный миф о ценах. А именно — что ветровая энергия для конечного потребителя будет дороже только потому, что “нужно окупить средства, вложенные в строительство”. На бирже это не работает таким образом, что к цене электроэнергии “прибавляют” стоимость строительства ветропарков для всех потребителей. Ветровой парк, как и любой производитель, продает электроэнергию на рынке. Если на рынке больше дешевой электроэнергии, общая цена часто снижается, поскольку дорогие источники приходится задействовать реже", - добавляют они.

«Почему людям кажется, что дешевле не становится? Потому что итоговый счет состоит не только из цены электроэнергии, но и из платы за распределение и передачу, налогов и других компонентов, формирующих конечную цену. Даже если сама электроэнергия на бирже становится дешевле, остальные позиции могут “съесть” эту экономию», — поясняют энергетические эксперты.