Бизнесмен из Виляны разочарован: производить чай из конопли можно, а продавать - нет
фото: Obelisk Farm
Реально & Невероятно

Бизнесмен из Виляны разочарован: производить чай из конопли можно, а продавать - нет

Elmārs Barkāns

Jauns.lv

Требование о соблюдении требований европейской регулы привело к отчаянию производителей традиционной латвийской пищевой конопли. С середины лета из цветов конопли можно производить чай, а продавать его - нет. В Европе все виды конопляных цветов считаются содержащими наркотики продуктами, которые нельзя использовать как чай, и это относится также к традиционной для Латвии конопли, из цветов которой издревле готовили чай.

В недоумении из-за новых требованиях и вернувшийся в Латвию из Англии Андрис Вишневскис, который занимается выращиванием конопли в своем хозяйстве Obelisk Farm  в Декшарской волости Вилянского края. В этом году он выращивает коноплю на площади один гектар, и хозяйство наконец начало работать с прибылью, когда к нему приехали представители Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС), чтобы сообщить, что он больше не должен продавать конопляный чай, которым до сих пор легально торговал два года.

фото: Obelisk Farm

Вишневскис не только выращивает коноплю, но и экспериментирует с ее употреблением и просвещает общество о ценностях и многих вариантов использования этого культурного растения, например, в питании, косметике, изготовлении бумаги, производстве текстильных изделий и даже в строительстве. До сих пор все происходило без сложностей. Он даже получил одобрение в конкурсе «Народный вкус», организованном Латвийским центром сельских консультаций и образования. Предприниматель выдавливал масло из семян конопли, готовил батончики и продавал собственные семена, а также производил чай из конопли.

В пищу семена конопли можно использовать безопасно, например, масло, чего который нельзя сказать о листьях и цветах конопли. Но конопляный чай был третей частью его бизнеса. ПВС не наложила никаких штрафов, но уверенно погрозила пальчиком.

Илзе Мейстере, глава отдела общественных отношений ПВС, сообщила порталу Jauns.lv: «ПВС, проведя рутинную проверку хозяйства, заявила предпринимателю, что, согласно регулированию Европейского Союза, распространять чай из конопли нельзя. Никакое решение ПВС в отношении приостановления распространения конопляного чая или наказания предпринимателя не принято. Инспектор ПВС сообщил предпринимателю, что распространение чая не является законным. В отношении продукта, в том числе производства чая из посевной конопли, должны соблюдаться условия нового каталога продовольствия ЕС - распространять чай конопли не разрешается", - пояснила Мейстере.

фото: Obelisk Farm

Также она пояснила, что чиновники будут пытаться найти решение этого вопроса.

Председатель правления Латвийской ассоциации индустриальной конопли Гунтис Вилнитис на вопрос, что теперь делать производителям конопляного чая, Jauns.lv сказал: «К сожалению, это последствия введения 1 января 2018 года требований ЕС в связи с регулированием нового продовольствия. В настоящее время использование листьев конопли и цветов не запрещено и не разрешено. Латвийская ассоциация индустриальной конопли сейчас работает, чтобы доказать Европейской комиссии, что продукты конопли не являются новым продуктом питания, а уже давно использовались. Надеемся и верим, что нам всем вместе удастся добиться того, чтобы конопляный чаи не был включены в список запрещенных продуктов нового продовольствия. В этом стремительном темпе развития промышленности и в желании зарабатывать скрывается обстоятельство, что конопле как способствующему здоровью продукту создают искусственные препятствия. Сегодня конопляный чай можно использовать для ингаляций и внешнего применения».

фото: Obelisk Farm

Следует напомнить, что осенью прошлого года в Декшарской волости Вилянского края произошел еще один скандал из-за конопли - у пенсионерки Дзидры Брызгуле полиция срезала 363 ростка конопли, полагая, что они содержат наркотические вещества и из них можно получить марихуану. Оказалось, что конопля чистая и никаких наркотиков там нет. Пенсионерка пожаловалась в СМИ, дело дошло до начальника Государственной полиции Инта Кюзиса и депутата Сейма Андрея Юдина. Полиция извинилась и предложила компенсировать убытки в размере 27,23 евро, а пенсионерка получила стресс и прозвище «Декшарская наркобаронесса».