"Страшное зрелище": почему запретили последний фильм Любови Орловой, которая в 71 год играла 30-летнюю
Любовь Орлова - настоящий символ советского кинематографа: она была первой настоящей кинозвездой в СССР. Но последний фильм, в котором она сыграла, был запрещен к показу. Почему так произошло?
«Скворец и Лира» — так назывался последний фильм Любови Орловой. Снял его муж актрисы – режиссер Григорий Александров – и, конечно, как всегда, пригласил на главную роль жену. Двухсерийная военная драма про супругов-разведчиков должна была выйти на экраны в 1974 году, но незадолго до премьеры картину запретили к показу. Что же случилось?
24 апреля 1974 года полиция арестовала Гюнтера Гийома, помощника канцлера ФРГ Вилли Брандта. Как оказалось, он был шпионом ГДР, и это была самая успешная операция западногерманских спецслужб. Через год и он, и его супруга Христель Гийом были осуждены за шпионаж в пользу Германской Демократической Республики на 13 и 8 лет соответственно, пишет TheVoiceMag.
Но только ли в этом причина запрета фильма? На самом деле есть еще одна. Ходили слухи, что фильм запретила сама Любовь Орлова, увидев отснятый материал. Орловой в то время исполнился уже 71 год, а играла она тридцатилетнюю женщину. Актер Петр Вельяминов, игравший мужа героини Орловой, был моложе актрисы на 24 года. Съемочной группе пришлось идти на разнообразные ухищрения, чтобы скрыть возраст актрисы: к примеру, Орлова ни разу не появилась в кадре без перчаток, скрывающих кожу рук, а в сценах, где показать руки было необходимо, актрису заменяла дублерша. Дмитрий Щеглов, позже написавший биографическую книгу об Орловой «Любовь и маска», так рассказывает о создании киноленты:
«Был эпизод в сцене с Петром Вельяминовым, где она стоит в подвенечном платье, в фате. Это было странное и страшное зрелище. У нее заметно тряслась голова в кадре. Она была озабочена лишь тем, как и на сколько лет выглядит. О ее руках уже достаточно было сказано. Не помогал ни тщательно выверенный свет, ни особые ракурсы. Работа сводилась к постановкам "мизансцены ресниц". Настоящая тема картины — отчаянная борьба Орловой со временем. Это был фильм, где двое людей — постановщик и главная исполнительница — в равной степени не чувствовали, не видели, не знали своего возраста. По студии ходили веселые байки, чем-то похожие на анекдоты, которые в то время травили об анемичных старцах из Политбюро. "Скворец и Лира" быстро переименовали в "Склероз и климакс". Любочку, впрочем, старались щадить».
В итоге «Скворец и Лира» не был показан ни в кино, ни по телевидению.