фото: Инта Менгиша, из архива издательства.
"Первая клавиша для Ланы, вторая - для меня самого", - Раймонд Паулс о создании памятника на кладбище
"У Ланы первая клавиша, у меня у самого будет вторая. Это проявление уважения и любви – эта женщина этого заслуживает!" - сказал Маэстро.
Латвийские звезды
1 июля 2024 г., 13:24

"Первая клавиша для Ланы, вторая - для меня самого", - Раймонд Паулс о создании памятника на кладбище

Kas jauns / Otkrito.lv

Памятник, сделанный скульптором Ояром Фелдбергсом для семьи композитора Раймонда Паулса на Лачупском кладбище, уникален своей многозначительностью и в то же время эстетичен и прост - он именно такой, какой хотел Маэстро.

Несмотря на то, что композитор Раймонд Паулс получает множество похвальных слов о том, какое прекрасное место упокоения он приготовил для своей любимой жены Ланы, ушедшей в августе прошлого года, Маэстро подчеркивает: "Это ведь и мой памятник, потому что там же, рядом с Ланой, уже и меня похоронят".

фото: Инта Менгиша
"Мы все здесь, вся мафия Паулсов! У моей мамы уже есть красивый памятник, а автор идеи — моя сестра. Она большой художник", — говорит Маэстро.

Памятник планировали вместе с сестрой

Памятник с двумя символическими белыми клавишами от фортепиано, посередине которых есть одна черная, с главной дорожки входа на Лачупское кладбище уже издалека бросается в глаза. К нему подходят многие люди, которые пришли на кладбище проведать своих усопших близких и привести в порядок их могилы. "У Ланы первая клавиша, у меня у самого будет вторая. Это проявление уважения и любви – эта женщина этого заслуживает! Я установил этот памятник, думая о Лане и о нас двоих, и тем, что сделал, я очень доволен. Получилось просто, без каких-либо фигур, ангелов. Только клавиши  фортепиано", - так сказал журналу Kas Jauns Раймонд Паулс, добавляя: "Там еще есть над чем поработать - надо все вокруг привести в порядок. Но мы это сделаем, все будет хорошо!"

Маэстро говорит, что, участвуя в создании собственного семейного памятника, не чувствовал ни смущения, ни чрезмерной эмоциональности. Дизайн создавался в тесном сотрудничестве с сестрой - художником по текстилю Эдите Паулс-Вигнере. "Это было совсем просто - сделали то, что должны были сделать. Долго обсуждали, как делать. Эдите поместила на бумагу, как это должно выглядеть. Сестра также посоветовала мне скульптора, и я этому очень рад. Он уникальный человек, еще из старых мастеров. Я полагался на них, сам не хотел в этом много участвовать. Естественно, мне не хотелось ничего необычного, мне ничего такого не нужно".

фото: Инта Менгиша
Паулсу было важно, чтобы памятник был очень простым, но в то же время эстетичным.

Паулс выражает удовлетворение тем, что удалось получить могилу рядом с местом захоронения его родителей. "Прямо рядом! Мы все здесь, вся мафия Паулсов! У моей мамы уже есть красивый памятник, а автор идеи — моя сестра. Она большой художник", — говорит Маэстро, рассказывая, что регулярно ходит на могилы, чтобы побыть с Ланой и родителями. "Поскольку у меня больше нет машины и я не вожу сам, мне приходится полагаться на то, что меня отвезут родственники. Но мы обязательно ходим на кладбище раз в неделю".

Моменты из жизни Раймонда Паулса

gallery icon
128

Лето выдалось свободным от концертов

На вопрос, как он себя чувствует и приходят ли к нему песни и музыка, Раймонд Паулс признается: "Нет, ничего не приходит, да я и не хочу. Нигде участвовать не буду, этим летом от концертов полностью отказался. Единственное, может быть, осенью снова с актером Андрисом Кейшсом возобновим свою программу в музыкальном доме Daile. Если публика захочет и все еще придет, то продолжим. Если нет, то нет. Этот проект действительно у нас удался! Если видишь, что люди сидят, улыбаясь, и, напевая, идут домой, и возвращаются снова, многие приходят даже в третий, четвертый раз, я этому очень рад. Слава богу! И там нет никакого масштабного шоу, не было никакой специальной подготовки; вышли простыми приемами. Но естественно, что зрители захвачены мастерством Кейшса! Он умеет работать с публикой. Особенно если еще латгальцы в зале, то он в своей стихии", - удовлетворенно смеется Раймонд Паулс.

Концерт Раймонда Паулса и Андриса Кейшса в Рижском замке (09.12.23)

По инициативе президента Латвии Эдгара Ринкевича 9 декабря в Рижском замке была возобновлена ​​традиция, когда представителей различных отраслей чествуют концертом ...

gallery icon
15

"Слава богу за все, я больше никаких концертных предложений не хочу. Все, что я кому-то обещал, я сделал. Теперь надо беречь здоровье. Живу в Риге и никуда без нужды не хожу", - бодро говорит он, возможно, оправившись от недавних проблем со здоровьем, связанных с ухудшением зрения.

фото: Инта Менгиша
Паулсу удалось получить участок для захоронения рядом с могилой родителей, чему он очень рад.

Скульптор Ояр Фелдбергс: "Это очень большая ответственность!"

Отвечая на вопрос о своих чувствах, когда ему предложили такую ​​серьезную работу, как визуальное оформление семейной могилы Раймонда Паулса, Ояр Фельдбергс признается: "Это был мой долг и очень-очень большая ответственность! Паулс - очень особенный человек для нашего народа, нашей земли своим вкладом. Поэтому ответственность и перед народом. Я и сам всю жизнь прожил с музыкой этого нашего гения. Я с детства замечал, слышал, чувствовал музыку Раймонда Паулса, а также танцевал под нее", - не скрывает скульптор.

"Некоторые хотят быть уверены, хотят подстраховаться, поэтому делают погребальные мемориалы и памятники, еще живя. У господина Паулса все было по-другому. Сама судьба так сложилась, что ему пришлось это делать и об этих вещах думать. Мы начали вскоре после ухода Ланы Паулс в вечность, и прошел почти год, когда наконец работа завершена. Процесс был затратным, поскольку нужно учитывать не только художественную, но и материальную сторону. Материал нужно было доставить — один гранит из Индии, второй гранит из Финляндии, мрамор из Италии", — рассказал Фелдбергс.

С Раймондом Паулсом и его сестрой Эдите Паулс-Вигнере Ояр Фелдбергс встречался неоднократно, пока из нескольких идей не выкристаллизовалась та самая. "Самое главное, господин Паулс не хотел чего-то большого, огромного, преувеличенного и показного. Ему было важно, чтобы памятник был очень простым, но в то же время эстетичным. Как и он сам – когда он выступает, он надевает темный костюм, белую рубашку и галстук. Это тоже можно прочитать в этих лаконичных формах", - считает автор памятника.