Мощная исповедь звезды сериала "Ольга" Яны Трояновой: "Они сделали из меня не мать, а чудовище"
О российской актрисе Яне Трояновой (50) широкая публика узнала в 2016 году, когда на канале ТНТ вышел сериал «Ольга», где она сыграла главную роль. В сериале у Ольги все сложно и мрачно, но это — ничто по сравнению с тем, что пережила Троянова в реальности.
Сегодня Яна Троянова совсем не та, какой она была во время съемок этого сериала — особенно первых сезонов. Актриса громко заявляет о своих оппозиционных взглядах и пытается открыть глаза россиянам на то, что на самом деле происходит в их стране. Яна участвовала в митингах против власти, за которые ее штрафовали, заступалась за Алексея Навального, называла президента Беларуси Александра Лукашенко террористом и делала еще много чего другого, потому что уже давно поняла, в какую пропасть российская власть ведет народ.
Неудивительно, что через полгода после начала войны в Украине Троянова приняла решение покинуть родной дом. Сейчас она живет во Франции, однако своего гнездышка еще не нашла. Актриса понимает, что не вернется домой, пока там действует кремлевский режим, но очень сильно скучает по родине. В недавнем трехчасовом интервью Юрию Дудю Яна Троянова пронизывающе и очень откровенно рассказала о своей жизни, чувствах, боли и ощущении ужаса. Получилась настоящая исповедь.
«Я родилась на дне»
Яна Троянова родилась в Екатеринбурге, она жила в бедной семье и видела глубинку России изнутри. Яна смогла выбраться с низов, осознав, что такая жизнь — это ненормально, однако она не осуждает остальной народ, который просто привык к тому, что у него ничего нет. Артистка заявила, что президент России Владимир Путин и вся российская власть специально довела страну до нищеты, чтобы люди были заняты только поиском средств на существование, а не анализом политических процессов и борьбой с нечестными чиновниками. «Сначала Путин обворовывает этот народ так, что они становятся нищими. Очень сложно выживать, когда у тебя нет денег, и очень сложно любить своих детей, когда ты вынужден ломать башку, где взять пожрать, а еще, извини, бухнуть. Ты постоянно в этом вертишься», — объяснила Юрию Дудю и зрителям Троянова.
Яна осознает, что многие россияне не могут анализировать информацию, потому что там очень хорошо работает машина пропаганды. «Телевизор полностью отдался пропаганде. Люди там выживают. Я родилась на дне и знаю, как живет основная часть населения нашей страны. Это не жизнь, а постоянная борьба. Ты в аду. На сегодня ты нашел поесть, а еще детей надо в школу собрать, а здесь родители пожилые. И все болеют, все воняют», — добавила актриса.
Троянова покинула Россию в октябре — раньше не могла, потому что нужно было закончить съемки последнего сезона «Ольги». Сначала она улетела в Турцию, затем — во Францию, где живет по сей день. «Когда я только покинула Россию и перебралась в Париж, у меня была страшная депрессия. Только из-за своей собаки Эми я высовывала нос из квартиры и выходила на улицу. Пока так и остается, радости нет внутри, все умерло. Мне было опасно оставаться, я уехала 15 октября 2022 года, когда закончились съемки сериала», — призналась Яна.
Троянова вообще не собиралась во Францию, все было спонтанно — около нее уже кружило ФСБ, пришлось покидать родной дом в спешке и страхе. «Даже не успела построить в голове четкий план — просто действовала, — продолжает актриса. — Просто понимала: выскочи — потом подумаем. Потом мне звонят из визового центра и говорят: «Вам нужно донести еще кое-что». Все удивились, потому что сейчас всех русских шлют. Я что-то быстро еще дособирала, послала по электронной почте. Для меня были какие-то, я бы сказала, привилегии. Вдруг 15 октября мне на дом доставляют визу. Мне дали визу талантов, она дается на основании того, что я не могу делать свои проекты в России и не могу работать в России. В посольстве Франции попросили показать скрины постов, что я боролась против режима».
Яна Троянова в Instagram
Пока что во Франции Яна не почувствовала себя дома, свое место она продолжит искать в других странах, но Франция все равно остается ее базой. «У меня огромная благодарность, потому что могу перемещаться по миру, могу всегда вернуться сюда, через четыре года сделать вид на жительство. Мне нужно интегрироваться. Всегда мечтала уехать в Африку и пропасть, но пока совесть не позволяет. Пока буду делать проекты для русскоговорящей аудитории».
«Я не любила своего сына»
Во Франции Яна живет одна — с гражданским мужем рассталась, а ее сына больше не в живых. Смерть сына — а точнее его самоубийство — было одним из самых страшных событий, которое пришлось пережить Трояновой.
Первым мужем актрисы был Константин Ширинкин, ему в 1990 году 17-летняя Троянова и родила сына Николая, но нормальной семейной жизни не получилось. Мужчина любил выпить, и даже рождение ребенка его не изменило — он сильно избивал Троянову и даже сломал ей нос. «Выйти замуж за парня, с которым росли во дворе, а на следующий день после свадьбы понять, что он монстр и страшный человек... Муж мог сильно обидеть, побить. У нас довольно скоро родился ребенок, и уже тогда я понимала: больше никому и никогда не позволю себя тиранить — ни одного козла даже близко не подпущу», — откровенничала Троянова в одном из интервью. В конце концов Яна ушла от мужа, после чего он запил еще сильнее, а в 2004 году скончался — открылась язва.
Троянова воспитывала сына одна. Ранее о Николае актриса особо не говорила, а вот другие, например ее сестра Елена, были более словоохотливы: «Коля рос обычным подростком. Занимался спортом, играл в хоккей. Нормально учился. Все было хорошо до тех пор, пока они не переехали в другой район. Племянник связался с плохой компанией. Наркотики, алкоголь. Все заметили перемены в Коле. Яна старалась как можно больше времени проводить с ним, помогала деньгами. После школы он нигде не учился, не работал. Мы все ему говорили, что пора браться за дело. Но он не слышал. Мы не смогли спасти его от гибели. Гены взяли свое».
Яна потеряла сына в 2010 году — 20-летний парень повесился. «Я только после смерти узнаю подробности о том, что он попробовал героин, — рассказала звезда в интервью Ксении Собчак. — Он понял, что уже не спрыгнет… Именно тот вонючий, чмошный героин, который дает тебе понимание — все, ты попался!» Гибель сына заставила и Яну всерьез задуматься о суициде. Актриса, испытывая невыносимую боль, несколько раз пыталась покончить с собой, пока однажды не случилось необъяснимое. «Выезжаю на встречную и отпускаю руки, — вспоминала она. — Трезвая, вменяемая, но понимающая, что с этим жить не смогу. Насколько я была эгоистка — человек едет в другой машине, а у меня горе! В этот момент не работает мозг: пофиг на меня, но жаль другого. Я убираю руки, летит машина, орет музыка — все как в дрянном кино. Мы уже близко были, и у меня руль сам отворачивает вправо... В этот день мне приснилось, что заходит сын на кухню и как обычно рубит салат. Я ему говорю: «Коля, ты же умер!» Он ко мне поворачивается весь в крови и говорит: «Еще раз ты себе подобное позволишь!»»
С того момента актриса приняла решение жить несмотря ни на что. Сначала не очень получалось. «Как прошли съемки следующего фильма — «Кококо», я вообще не помню. Была еще не в порядке. Очень важно, чтобы рядом были близкие люди. Не нужно гнушаться и психологами. Первые три года ты — зомби, больной, мертвый человек. Это подтверждает психология, и так же говорят духовники. А потом что-то меняется. В Библии написано: утешится плачущий. И вот я осталась на этой земле и могу сказать: не нам решать, кто когда уходит. Необходимо отпустить ушедшего, сказать: «Иди, мы прожили вместе столько, сколько нам было дано». И иметь мужество жить дальше. «Жить» — такое роскошное слово!»
В интервью Дудю Яна не стала юлить и оправдываться, она заявила прямо — в смерти сына виновата она сама, ведь актриса не воспитывала мальчика, не занималась им, он был нежеланным ребенком… «Это был сорняк. Я забеременела — это называлось «залетела», — в 17 лет. Меня не взяли на аборт, хотя я очень хотела. Мама сказала, что я ей не дочь, если сделаю аборт, потому что было предубеждение — первый аборт делать нельзя. Врачей мне находила мама моего «залетчика», будущего мужа. Они соглашались меня брать на аборт за деньги, но, увидев меня (а я выглядела лет на 14), отказывались. Эти взрослые позволили ребенку родить и сделать из меня не мать, а чудовище. Я не любила своего сына. Это была обуза…».
Троянова долго страдала, но потом честно посмотрела на свою жизнь. И поняла, что мать из нее была никакая. Яна начала задавать себе неприятные и очень отрезвляющие вопросы: «А ты вообще вкладывалась туда? Ты любила его по-настоящему? Ты каплю пота-то уронила? Вместо того, чтобы бухать, заниматься карьерой, чуваками, мужиками… Ты куда сейчас это закопаешь? Никуда! Об этом можно молчать либо честно с собой поговорить и еще поделиться с другими. Я ни хера не была хорошей мамочкой. Я была мамочкой, которая профукала своего ребенка. Этот человек в 20 лет повесился, потому что у него было разрушено все внутри. Он чуть заикой не остался, потому что отец бил меня при нем. Мое отношение к жизни — лишь бы себе хапнуть, урвать денег, офигенно где-то бухнуть. Где там был ребенок?»
«Ты пробиваешь все днища, которые тебе дано пройти»
Всю свою жизнь Троянова люто пила — она была самым настоящим алкоголиком, который мог пить с утра до ночи. В это сложно поверить, но однажды всего за одну ночь Яна выпила целых 12 бутылок белого вина! Актриса уверяет, что это возможно, ведь алкоголизм — это болезнь, и остановиться на одном бокале алкоголики не могут. Но около десяти лет назад, когда Яна была уже на грани жизни и смерти, потому что у нее увеличилась печень, развился панкреатит, с ней приключилась одна ситуация, которая все изменила. «В 2013 я приехала в Москву, была премьера фильма «Сталинград» у Бондарчука, и мне еще надо было монтировать свою короткометражку «Рядом». Естественно, забухала. Я приехала по работе, но подвела всех, потому что решила на премьере у Бондарчука выпить с друзьями рюмашечку. Я тогда уже не могла пить вино, у меня была увеличена печень на пять сантиметров, был хронический панкреатит, — рассказывала Яна в программе «вДудь». — Ничто не может убедить алкоголика не выпить первую рюмку. И вот я уже в г**но в «Жан-Жаке». Я никогда не шаталась, не падала, но вела себя отвратительно. Могла подраться. У Сигарева (тогдашнего мужа Трояновой режиссера Василия Сигарева, который, по словам Яны, тоже сильно пил. — Прим.ред.) не было неадекватного поведения. У меня было. Меня уже и охрана, и все просят уехать из «Жан-Жака». Друзья от меня уже устали, Сигарев меня послал, уехал домой. А это же еще обидно, кажется, что все предали. Под алкоголем веришь, что мир — это зло. Я всегда верила, что на меня мир идет войной. Ты пытаешь залить этот ад, но получаешь еще больший ад. Пробиваешь все днища, которые тебе дано пройти. И вот я поднимаю ногу, чтобы залезть в такси, и валюсь назад, разбиваю себе голову. Вижу черное небо без единой звездочки и понимаю, что мне [очень плохо]. Это очень важный шаг — понять, что тебе [очень плохо]. У меня течет кровь, мне кажется, что у меня вытекли все мозги. Я даже не помнила, где я живу. Меня бинтуют, и я говорю: «Соберите там то, что вывалилось». Но врачи говорят, что там ничего нет. И я думаю: «[Надо же], у меня пустая башка». Мне было очень страшно. Тогда в меня какое-то знание зашло, что если я собираюсь дальше бухать, то мне лучше не вставать. Потому что я все».
В тот «киношный» момент где-то в глубине души Троянова осознала, что пора прекращать. Тогда она еще не понимала как, но первым шагом к излечению было само желание. Никакие кодировки, шаманы и прочие способы не помогали — а спасением стала программа «12 шагов», которую проходят зависимые от чего-либо люди. У Яны хватило силы действительно завязать с алкоголем, но она понимает, что бывших алкоголиков не бывает. Программу «12 шагов» она называет своими костылями, которые поддерживают ее и не дают упасть. Ведь стоит дать слабину — и все начнется заново. «Я знаю очень много людей, которые знают, что они потенциальные алкоголики, и поэтому не употребляют. Потому что у них родители алкоголики. У меня не было такого знания, хотя мой отец тоже алкоголик. Я начала проходить программу и теперь живу по этим шагам. Я не пью уже девять лет», — делится с Дудем и зрителями Яна.
«Мы с Васей были пьющей парой»
Но за отказ от алкоголя Яне пришлось заплатить — и вовсе не деньгами, а личной жизнью. В пьяном угаре Троянова витала не одна, а вместе с Василием Сигаревым. «Когда я перестала бухать, то быстро увидела, что мы отдаляемся друг от друга. Мы с Васей были пьющей парой. Нам было очень прикольно, мы были постоянно пьяные, — честно говорит Яна. — Моя трезвость означала, что я должна чем-то пожертвовать, и я выбрала себя. Потому что поняла, что у нас уже не получается быть на одной волне. Поняла, что мы слишком отдалились и я не имею права делать вид, что ничего не происходит, и держать человека зачем-то рядом. Я первая вышла на эти разговоры, что нужно завязывать. Я за все его поблагодарила и сказала, что мне нужно пойти дальше. Нас от творчества еще и отвлекла политическая борьба. Он много провел в интернете своих расследований и просвещал меня. Мы трезво начали понимать, что происходит в стране. Сейчас мы друзья, он для меня родной, любимый человек. Любовь, если она была, то она не проходит, а меняет форму».
Яна и Василий расстались в 2020 году, и после этого Троянова пробовала строить новые отношения. Но пока это ни к чему не привело — актриса быстро обнаружила неприемлемые для себя вещи, например абьюз и газлайтинг, когда человек делает тебя по всем виноватой, и ты начинаешь в это верить. Сейчас Яна живет лишь в компании своей собаки Эми, которая для нее не только верный друг, но и спаситель. А это уже не так и мало.