Одна против всех: Лия Ахеджакова, которая не может молчать и не хочет уезжать
Многие граждане России не согласны с развязанной на территории Украины войной, и знаменитостей среди них тоже достаточно. Но и на их фоне 84-летняя актриса Лия Ахеджакова выделяется хотя бы тем, что начала критиковать путинский режим задолго до февраля 2022 года и при этом не собирается никуда уезжать из России. «Неудобную» артистку долго терпели, однако, судя по всему, в этом году власти взялись за строптивую Ахеджакову всерьез.
Дон-Кихот в юбке
Уже с 2011 года Ахеджакова критически относилась к деятельности Владимира Путина и открыто поддерживала оппозиционное движение России. Она выходила на протесты и в меру своих сил боролась с произволом местных чиновников, за что даже получила прозвище «Дон-Кихот в юбке».
Летом 2021 года московский театр «Современник» представил на суд зрителей смелый спектакль «Первый хлеб», одну из ведущих ролей в котором сыграла Лия Ахеджакова, которой ради этого пришлось радикально сменить имидж. По сюжету ее героиня оказывается пьяной на могиле мужа, погибшего на войне в Афганистане, и там произносит монолог (в том числе с использованием нецензурных слов), который российские ветераны посчитали оскорбительным. Вскоре общественная организация «Офицеры России» обратилась в генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением, что речь героини народной артистки «буквально плюнула в душу всем поколениям ветеранов». Спектакль грозились снять, а на актрису хотели подать в суд. Уже тогда Ахеджакова сама предложила забрать у нее все награды: «Забирайте! Забирайте «Ники» мои, забирайте государственную премию! Ребята, берите себе на память. Я без вас и этих наград выживу».
Однако тогда народную актрису не тронули, ведь у нее было главное — подавляющая поддержка аудитории. Увы, но развязанная в феврале 2022 года война многое изменила.
Устала от Путина
Стоит ли говорить, что Ахеджакова сразу и безоговорочно выступила против военного вторжения России на Украину. Кроме ее антипутинских взглядов для этого была и еще одна причина — сама актриса родилась в украинском городе Днепропетровске (ныне — Днепр), а в первый класс она пошла в Харькове, где жили ее бабушка и дедушка. В первые дни войны даже появилась новость, что Лия Меджидовна пожертвовала украинской армии 10 тысяч долларов, но позже это опровергла сама актриса, сказав, что у нее просто нет таких денег. Зато она призвала всех российских деятелей культуры не молчать и поддержать Украину, на которую напала РФ. «Ребятки, не молчите. Все равно нам хана», — добавила Лия. Она сама не побоялась сказать, что хочет поскорее приехать в Украину после ее победы. «Как же я устала от этой войны, что даже комментировать ничего не хочется. Устала от этого мнимого величия России, борьбы за «свои» земли. Устала от Путина. Хочу мира, тепла, спокойствия. Хочу видеть людей живыми, здоровыми и радостными», — говорила Ахеджакова.
До поры до времени Кремль закрывал глаза на эти явно непатриотичные по нынешним меркам высказывания. Однако в последнее время, как известно, в России стремительно стали «закручивать гайки» для всего, что не соответствует официальной доктрине. При этом удивительно, но Ахеджакову не признали так называемым «иноагентом», хотя многие инакомыслящие получили этот статус и за менее острые высказывания. Видимо, чиновники понимали, что будут выглядеть не очень красиво на фоне открытого конфликта с 84-летней народной актрисой. Поэтому они решили действовать по-другому.
«Родина-уродина»
В начале февраля Лия Ахеджакова сообщила, что из репертуара «Современника» убрали спектакль «Игра в джин» — последнюю постановку, в которой актриса играла в этом театре. В беседе с журналистами Ахеджакова рассказала, что о снятии спектакля ей сообщил директор театра. Он пояснил, что «был вынужден» убрать постановку, поскольку его «завалили гневными письмами» в адрес Ахеджаковой. Также директор сказал артистке, что убрать спектакль ему рекомендовали и в департаменте культуры Москвы, которому подчиняется театр. При этом Ахеджакова уверяет, что все билеты на «Игру в джин» были проданы и на всех последних спектаклях она чувствовала огромную поддержку зрителей и получала много цветов. То есть речь точно не идет о том, что спектакль отменили по причине слабого интереса зрителей.
«Сижу и плачу. Я все понимаю, знаю, кто это пишет, кто это организовывает, но сделать ничего нельзя», — делилась Ахеджакова. 84-летняя актриса уверена, что вскоре против нее предпримут и другие меры. «Да, меня убрали из «Современника»... потом — объявят иноагентом. Уже лежит на это тоже донос в прокуратуре», — заявила звезда после такого удара.
Разумеется, Лия Меджидовна сильно расстроена, ведь сцена — ее жизнь. Но несмотря на это, менять место жительства она не хочет. «Это моя «Родина-уродина». Нам она нравится, хоть и не красавица. Мне уже 84 года, чтобы отсюда тикать. Пусть они уезжают. Я никуда не уеду, я тут должна все это пережить. Слишком долго живу тут», — сказала Ахеджакова, цитируя песню ДДТ «Родина». Также артистка рассказывала, как тяжело переживает травлю в Сети. «Понимаете, время от времени мне друзья, муж, кто-то показывает, что про меня пишут мои сограждане. И когда я это читаю, у меня мороз по коже. Вчера я такое прочла про себя, про маму мою, папу», — рассказала звезда в эфире YouTube-шоу «Бюро».
«Будете гореть в аду»
Разумеется, с решением театра согласились не все и в поддержку актрисы высказались многие известные люди.
Одним из первых коллегу по фильму «Служебный роман» поддержал Олег Басилашвили, подчеркнув, что руководство театра поступило очень несправедливо. «Я считаю, что это полнейшее безобразие! За что? Почему? Какие-то обстоятельства, высказанные группой людей в доносе в театр, играют определяющую роль? Отмененный спектакль «Игра в джин» очень хороший. Никакого отношения к политике он не имеет. Может кого-то раздражает Лия Ахеджакова? Но это ведь другое дело! Почему достойную, прекрасную, хорошую актрису лишают работы в «Современнике»? Это ее единственная пока работа. Это неправильно, неправомерно, решение директора идет вразрез с нашей Конституцией», — негодует Олег Валерианович.
«Ахеджакова не может выходить на сцену? Это как? Нет, не в связи с возрастом или по состоянию здоровья — дай вам бог, Лия Меджидовна, наикрепчайшего. Грустная до боли, возмутительная несправедливость, которая уже не укладывается в голове! Уникальная актриса, на которой росло целое поколение, честный, небезразличный и смелый человек. Такими темпами кто вообще сможет выходить на сцену через какое-то время», — высказалась актриса Мария Миронова.
На сторону Лии Меджидовны встал и уехавший в США режиссер Александр Молочников. «Фиг с нами, молодыми, прорвемся! Только вот за то, что вы украли последние годы сцены и кино у великих стариков, вы (Минкульт, депутаты, уж простите, увольняющие руководители), будете гореть в аду. Впрочем, вы уже в нем. Выход есть всегда. Простите нас всех! Ахеджакова, Назаров, Филиппенко», — сетует Молочников.
Чулпан Хаматова ожидаемо примкнула к числу тех, кто разгневан происходящим. Актриса записала видеообращение, в котором высказала свое мнение. «Директор испугался доносов, гневных писем… Я лишена дара речи, потому что Ахеджакова — лучшее, что есть в театре «Современник». Теперь лучшего в этом театре нет. Случилось безобразие, трусость, низость, отвратительный прогиб под людей», — возмущена она. Напоследок Чулпан обратилась напрямую к коллеге. «Дорогая Лия, я вам говорила это лично, а теперь хочу сказать публично. То, как я вас люблю, как я вами горжусь, что вы и есть благородство и достоинство нашей страны, ее совесть. Я бы хотела видеть свою страну, состоящую из людей таких, как вы, которым не все равно. Вам никогда не было все равно, — говорит она. — Не обращайте внимания на глупости, которые про вас пишут. Эти люди либо деньги за это получают, либо очень глупые. Сохраните себя».
Написала об этом и Ксения Собчак: «Увольнять с последней роли великую и уже немолодую актрису — предавать общее прошлое. Делать главную певицу (Земфиру. — Прим. ред.) моего поколения иноагентом — предавать будущее. Вы потеряете поколение, а не артиста…».
«По-моему, мы приехали… Сказать, что Ахеджакова замечательная актриса — совершить поступок… Поступок, за который чернь тебя проклянет, люди просвещенные зауважают, каратели могут покарать. За что? За то, что ты сказал, что Лия Ахеджакова — замечательная актриса. О времена! О нравы!» — поделился телеведущий Михаил Ширвиндт в личном блоге.
А польская актриса Барбара Брыльска не только поддержала коллегу, вместе с которой снималась в «Иронии судьбы, или С легким паром!», но и выплеснула эмоции на тех, кто уволил ее из «Современника». «Лия, так держать! Родина, такая Родина ее недостойна. Конечно, ей нужно уезжать. Они не дадут ей жизни, эти коммунисты, проклятые Богом люди. Ей нужно уезжать и бороться, как мы». Кстати, после этих слов депутат Госдумы РФ Ольга Занко предложила убрать Брыльску из фильма, заменив с помощью нейросети на актрису Валентину Талызину, которая озвучивала персонажа Брыльской — учительницу Надю.
Конечно, нашлись те, кто посчитал, что Ахеджакова сама виновата в случившемся: мол, не пили сук, на котором сидишь, и не критикуй страну, в которой зарабатываешь. Правда, таких людей оказалось значительно меньше — особенно среди коллег замечательной актрисы.
Конечно, высказался ярый прокремлевский журналист и политолог Михаил Шахназаров: «По поводу Ахеджаковой… Вот вы говорите, что мы оскорбляем бабушку. Нет! Нам ее жалко, она женщина, не интеллектуал, из нее сделали спекулятивный инструмент. Они ею манипулируют…». Шахназаров считает, что из Ахеджаковой сделали лидера мнений либо те, кто раскачивает лодку в России, либо иностранные представительства. Более того, чтобы повлиять на мнение народа, многие устроили спекуляцию возрастом актрисы. «Все ждут, что ей станет плохо, а там и понятно, что будет», — комментирует Михаил.
Не смог промолчать и печально знаменитый после интервью Юрию Дудю Оскар Кучера. «Ахеджакову сняли с репертуара «Современника», в котором она проработала всю жизнь. Она отметила, что предложений от других театров ей пока не поступало. И вряд ли поступит. Очень жаль. Но! Это яркий пример того, как человек, способный хаять, не способен предлагать. В конце концов, даже самого уважаемого человека в какой-то момент станет просто невыносимо терпеть… Увы…» — заявил Оскар.
«Ахеджакова не просто критиковала спецоперацию, она покрыла себя чудовищным позором, поддерживая любые аморальные действия против русского народа. Ахеджакова стала символом лжи и буквально безумия в поддержке любых преступлений, если они были направлены против россиян. По сути дела, Ахеджакова — это пропагандист геноцида русского народа», — и вовсе заявил политолог и общественный деятель Сергей Марков.
Как гласит известная фраза — всех рассудит время. И тех, кто любил и поддерживал, и тех, кто гнал и оскорблял. Главное — дождаться…