"Люди сошли с ума": Лайма Вайкуле - о "Дожде", войне и Пугачевой
В начале декабря российский независимый телеканал «Дождь», который базируется в Латвии, столкнулся с неприятной ситуацией, разделившей общественность на два лагеря: одни считают, что осуждать и тем более отзывать лицензию у канала — нечестно и несвоевременно, другие же допускают, что он все же виноват. Лайма Вайкуле (68) сама связалась с журналисткой «Дождя» Анной Монгайт, чтобы во всеуслышание поддержать канал.
В выпуске программы «Здесь и сейчас» от 1 декабря прозвучала фраза ведущего телеканала: «Отправляйте нам сообщения на почту army@tvrain.tv или пишите нам в наш телеграм-бот… Мы надеемся, что многим военнослужащим, в том числе, мы смогли помочь, например, с оснащением и с просто элементарными удобствами на фронте».
Эти слова были расценены как поддержка армии России. Последовал штраф в 10 000 евро, негативные высказывания должностных лиц, в том числе министра обороны Артиса Пабрикса, призывы закрыть вещание «Дождя» в Латвии, увольнение Алексея Коростелева, который произнес эту фразу в эфире, и многие другие события.
«Дождь» нам нужен»
Вскоре на YouTube-странице «Дождя» вышло интервью с латвийской певицей Лаймой Вайкуле, в котором она выразила свою поддержку телеканалу. «Вы не меняли свою позицию никогда. Мне это очень близко, потому что я тоже не меняю свою позицию. И вот такой прокол, который случился с вами, — это очень обидно. Но каждый человек может ошибаться и что-то не то сказать. И это не значит, что я бы изменила свое мнение о «Дожде» после стольких лет, когда вы говорили правду. Это ужасно. Он [Коростелев. — Прим.ред.] ошибся, он понимает свою ошибку. Или не понимает, неважно», — говорит Лайма.
Артистка считает, что телеканал «Дождь» очень пострадал, уехал из своей страны ради того, чтобы говорить правду. «Честь вам и хвала. Я ваш поклонник. Когда я узнала, что в Латвии будет «Дождь», я так обрадовалась. Потому что здорово, когда в стране собираются талантливые люди. Я считаю, что «Дождь» нужен Латвии, потому что у нас много русскоговорящих. Это здорово, когда люди в Латвии могут смотреть хорошего качества и честную информацию. Я очень рада, что вы здесь и надеюсь, что правительство Латвии понимает, что «Дождь» нам нужен», — говорит в интервью Лайма.
Поддерживает Аллу Пугачеву
К начавшейся в феврале войне Вайкуле была совершенно не готова, тем более что в ее коллективе есть много украинцев. «Я не знала, как буду петь на русском языке. Но именно мои ребята мне помогли», — говорит артистка.
24 февраля, когда войне России в Украине исполнится год, у Лаймы запланирован концерт в Израиле. И певица обязательно выступит там и произнесет речь, которую — она уверена — поймут. Возможно, на концерт придет и давняя подруга Вайкуле Алла Пугачева, которая эмигрировала в Израиль вместе с детьми. Лайма поддерживает Примадонну и ее мужа Максима Галкина, называя их честными людьми, которые не побоялись оставить все ради идеи. Певица уверена, Пугачева — человек сильный, который за свою жизнь много чего пережил, поэтому переживет и это. «Алла содержала всю Россию, которая сейчас ей что-то предъявляет. Мы столько денег заработали тогда для Советского Союза, что даже стыдно говорить, и наша популярность… Я сейчас про себя, Алла вообще как человек, музыкант на первом месте, это не о чем говорить. Я могу про себя сказать — я собирала стадионы и любовь народа… Они меня так любили, я же не напрашивалась. Когда было первое выступление на центральном телевидении на Первом канале, я не хотела сниматься… Но я снялась, и с первого раза меня полюбили и узнали. Я никому не навязывалась. Это был Советский Союз, не Россия», — пояснила певица, отметив, что не понимает разговоров о том, что Россия их якобы сделала, а теперь они отвернулись от нее.
Алла Пугачева и Лайма Вайкуле в Юрмале
«Откройте Библию — не убей»
К слову, с начала войны Лайма многое потеряла в России, в том числе и бизнес. Однако певице все равно, ведь ничего не может быть ценнее жизни людей. «Я страшно переживаю. Я не понимаю, как могла начаться война, как можно убивать. В первые дни войны я все время говорила — ну а где же милосердие? Сейчас я понимаю — о чем я вообще говорила, какое милосердие? Уничтожаются города! Вот я строила свой дом — кирпичик к кирпичику, я знаю, сколько труда это стоило, а сегодня какая-то бомба раз — и все уничтожила. Откуда такое нахальство позволить себе это делать? Все внутри меня горит. Я не понимаю, мне кажется, что люди сошли с ума, другого оправдания я не вижу. На Украину напали. И все, точка. Оправдывать, искать — да потому что НАТО, на потому что фашисты… Откройте Библию — не убей. Этого достаточно».