Чем занималась Лиз Трасс, прежде чем стала премьер-министром Великобритании
Новым премьер-министром Великобритании станет Лиз Трасс (47), которая сейчас занимает пост министра иностранных дел, а до этого — множество других министерских постов, иногда одновременно, пишет Forbes.
Новым лидером Консервативной партии Великобритании 5 сентября стала Лиз Трасс — теперь именно она займет пост премьер-министра. Трасс — консерватор правого крыла, сторонница свободного рынка и либертарианских взглядов. Несмотря на обвинения в трансфобии, она занимала должность министра по равенству. По вопросу вторжения России в Украину придерживается едва ли не более бескомпромиссной позиции, чем Борис Джонсон: даже в непростом 2022 году, когда полстраны не знает, хватит ли им зимой денег оплачивать счета, она выступает против раздачи государственных «подачек» населению и за продолжение поддержки Киева.
Сторонники называют ее «новой Маргарет Тэтчер» и очередной Железной Леди — и она сама многое делает для того, чтобы поддерживать это сходство: то сфотографируется с танком (похожее фото с Тэтчер было сделано в 1986 году во время ее визита в ФРГ), то наденет синюю блузку. Критики считают Трасс карьеристкой и конъюнктурщицей, колеблющейся вместе с лидером партии и легко меняющей убеждения, и дразнят за сказанные невпопад слова.
Кто такая Лиз
Мэри Элизабет Трасс родилась в Оксфорде в 1975 году в семье профессора математики и медсестры. В семье ее с детства звали средним именем, так что сейчас Мэри известна именно как Лиз.
Родители Лиз были общественными активистами — участвовали в маршах Движения за ядерное разоружение и выступали против решения Маргарет Тэтчер разместить американские ядерные ракеты на территории Великобритании. Дочь они брали с собой. «Самое главное, чему я тогда научилась, — это быть слышимой посреди толпы», — иронизировала Лиз много лет спустя.
По окончании школы она поступила в Оксфордский университет, где изучала философию, политику и экономику. После университета работала бухгалтером в компаниях Shell и Cable & Wireless, а в 2000 году вышла замуж за коллегу — бухгалтера Хью О'Лири. Пара воспитывает двух дочерей-подростков.
Лиз Трасс с юных лет реализовывала свои политические амбиции: еще в университете она активно участвовала в студенческой политике, выступая за либерал-демократов. Позднее она перешла к консерваторам и, уже будучи замужем, дважды неудачно баллотировалась на пост депутата парламента: в 2001 году от Хемворта и в 2005 году от Калдер-Валли (оба — в Западном Йоркшире).
Работа в парламенте и правительстве
Депутатом парламента она стала лишь в 2010 году: тогдашний лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон включил ее в список приоритетных кандидатов, что обеспечило ей место в Вестминстере от Юго-Западного Норфолка. Местные тори попытались этому воспрепятствовать, припомнив ей роман с другим политиком, консерватором Марком Филдом, но эта попытка им не удалась.
За 12 лет в большой политике Лиз Трасс построила головокружительную карьеру, побывав министром всего на свете. Для Британии неудивительно, когда один политик в течение своей жизни успевает побывать главой нескольких министерств (например, внутренних дел, образования и казначейства), но Лиз Трасс по числу министерских кресел, в которых ей довелось сиживать, превзошла многих тяжеловесов.
Ее первое назначение в правительстве состоялось в 2012 году — тогда она заняла должность министра образования. В 2014-м — должность министра охраны окружающей среды. За два года своей карьеры она успела устроить кампанию по защите британских пчел и сократить субсидии на использование солнечных батарей: земля, по ее мнению, должна использоваться для производства пищи, а не энергии.
В ходе крупнейшей идеологической битвы десятилетия — между сторонниками и противниками Брекзита — Лиз Трасс сначала была за Европейской союз, но, когда слишком многие ее однопартийцы (в том числе Борис Джонсон) начали выступать за выход, она тоже поменяла позицию и стала говорить, что Британия нуждается в переменах.
При премьер-министре Терезе Мэй в 2016–2017 годах Трасс недолгое время работала министром юстиции, став первой в истории страны женщиной на этой должности. Будучи министром юстиции, Трасс попыталась реформировать британскую тюремную систему. Значительных улучшений эта попытка не принесла, но Управление тюрем и пробации Ее Величества получило дополнительные деньги и смогло пригласить на работу в тюрьмы больше офицеров, хотя бы частично решив проблему хронической нехватки персонала.
Также при Мэй Трасс успела побыть секретарем казначейства (так в Британии называется министр финансов). Возглавивший в 2019 году Консервативную партию и правительство Борис Джонсон назначил ее министром международной торговли, а с сентября 2021 года — министром иностранных дел. В этом качестве она в феврале 2022 года ездила в Россию встречаться с Сергеем Лавровым.
Во время «патигейта» — кризиса британской власти, вызванного ложью Бориса Джонсона о вечеринках во время пандемии, — Лиз Трасс оставалась преданной сторонницей премьера до самого конца. Кстати, сама она любит караоке — ее видели поющей на вечеринках после партийных конференций. Ее любимая песня — "I Wanna Dance With Somebody" в исполнении Уитни Хьюстон.
Взгляды Трасс
Относительно событий на Украине Лиз Трасс занимает едва ли не более жесткую позицию, чем ее предшественник Борис Джонсон: Киеву надо продолжать помогать изо всех сил. Однако тут надо сказать, что иметь какую-то другую позицию в этом вопросе в сегодняшней Британии — это политическое самоубийство. Ни Трасс, ни Сунак, ни еще четыре кандидата, которые выбыли из гонки за лидерство в партии на ранних этапах, даже не заикались о том, чтобы сократить помощь Украине.
Сообщения в британских СМИ о деятельности Трасс в качестве министра по делам женщин и вопросам равенства (этот пост она занимала с 2019 года в нагрузку к работе министром иностранной торговли, потом — главы МИД) повествуют о трех событиях:
- некая представительница женского движения обвинила ее в том, что она относится к этим своим обязанностям как к побочной деятельности;
- в самую первую неделю своего пребывания на этом посту она больше чем в два раза сократила бюджет на развитие гендерного просвещения в зарубежных странах;
- она трансфоб и должна уйти в отставку.
В трансфобии Трасс обвинили, когда она заявила газете The Telegraph, что трансгендерные люди не могут по закону считаться людьми другого пола (отличного от того, который у них записан в документах) без медицинского освидетельствования. В том же интервью она назвала абсурдной ситуацию, когда депутат парламента от лейбористов Рози Даффилд была вынуждена оправдываться за слова о том, что только у женщин бывает шейка матки.