Зомбировал миллионы людей, но не предугадал смерть дочери. Шарлатан ли Анатолий Кашпировский?
Врач больницы имени академика Ющенко в Виннице обрел популярность в конце 80-х, когда появился в программе "Взгляд". Анатолий Кашпировский внушил пациентке, что она не чувствует боли, и операцию по удалению опухоли провели без наркоза. Несколько лет целитель был на пике славы, но успех сменился обвинениями в шарлатанстве.
Анатолий Кашпировский появился на свет в Хмельницкой области Украины в многодетной семье. Папа, Михаил Яковлевич, был военным, но наш герой не собирался идти по его стопам. Гораздо больше подростка интересовали тайны анатомии человека, так что после школы он поступил в Винницкий медицинский институт, пишет портал "Экспресс-Газета".
Окончив вуз, Кашпировский устроился в психиатрическую больницу имени академика А. И. Ющенко. Здесь врач проработал четверть века, после чего стал психотерапевтом сборной СССР по тяжелой атлетике. Крутой поворот в биографии наметился, когда Анатолий провел на украинском ТВ цикл программ, с помощью которых намеревался исцелять детей от энуреза.
Затем прошли телемосты с Москвой и Тбилиси, где Кашпировский провел «дистанционную анестезию». Интерес к психиатру, заставлявшему пациентов забыть о боли, возрос, и Анатолия пригласили курировать собственную программу на «Останкино». Публика заговорила о чудесном исцелении, и врача позвали в Польшу, где он запустил передачу «Телевизионная клиника доктора Кашпировского», за которую получил премию «Виктор». Казалось, авторитет был огромен, почему же в итоге многие зрители разочаровались в эксперте?
Путь на ТВ
Разумеется, до 1988-го Кашпировский не сидел сложа руки. «У меня были выступления по линии общества «Знание» с 1964 года — неимоверное количество лекций, демонстраций психологических опытов. В 1971 году — проведение обезболивания в ходе 17 операций», — отмечал врач.
В 70-е Анатолий начал лечить детей от энуреза, вводя их в состояние, схожее с гипнозом. Затем к психиатру обратилась медсестра с тяжелейшей аллергией, которой требовалась операция по удалению опухоли груди, но был запрещен наркоз. «Тогда я обратился в Киев, к своему товарищу, однокурснику, доктору медицинских наук, он заведовал медчастью Киевского института онкологии. Он говорит: «Мы можем сделать». Я: «Тогда давай сделаем телевизионным способом. Это положительно настроит всех, чтобы делать такие операции с другими людьми». Он согласился», — пояснял Кашпировский, как попал на экраны.
Выступая на различных площадках в Москве, Анатолий познакомился с Владом Листьевым, а тот свел его с редактором «Взгляда» Вадимом Белозеровым. Последний прочувствовал силу Кашпировского лично: ему прокололи руку, а целитель внушил, что боли нет. Затем врачу организовали телемост, и случилась та самая знаменитая операция без анестезии, что принесла нашему герою небывалый успех.
На пике славы
После первого публичного успеха целителю выделили трехкомнатную квартиру в Киеве в доме ЦК: над ним жил министр здравоохранения, а ниже — командующий военным округом. Ажиотаж нарастал, и вот уже врач проводил телесеансы по лечению детей, а потом одновременно обезболивал двух пациенток на полостных операциях.
Вскоре Кашпировского спросили на «Останкино», сколько передач он хочет провести на ЦТ. «И тут я сделал самый главный косяк в своей жизни, — сетовал врач. — Я думал так: на Украине было пять, а по Союзу пусть будет шесть. Ну, подумай, подожди! Тогда еще не было такого, как сейчас: Якубович в «Поле чудес» до сих пор сидит — сколько передач он провел? Тогда так не принято было. Злоумышленники потом писали, что меня выгнали с телевидения, но меня никто не выгонял. Я сам себя отстранил от этого. Я об этом вспоминаю днем и ночью, каждый день. Почему же я так сплоховал? Надо было дальше продолжать! По крайней мере, хотя бы год или два. 30 передач или хоть 10. Это была моя роковая ошибка. Я мог там быть бесконечное время. В ожидании тех передач пустели улицы городов».
Отсюда и растут корни неприязни Кашпировского к Аллану Чумаку: мол, Белозеров обиделся и нашел нового протеже, сеансы исцеления через воду которого отныне транслировались на ТВ. Психотерапевт называл «махание» Чумака руками перед камерой идиотизмом, не веря в его экстрасенсорные способности. К слову, сам Анатолий от звания медиума и мага открещивался, считая, что оно принижает его. Не причислял себя врач и к гипнотизерам.
«Мое воздействие основано на том, чтобы незаметно, используя фактор отвлеченного сознания, создавать условия, установку для подсознания. Все мои действия направлены только на подсознание. Поэтому, когда человек сидит в зале, смеется, улыбается, скептически относится, я знаю, что уже то, что он сидит, — это уже самое главное, потому что его привела вера сердца и вера чувства. А вера ума у него критически настроена», — пояснял доктор.
В конце 80-х — начале 90-х авторитет Кашпировского был так весом, что в 1993-м Алексей Митрофанов предложил ему место в Думе, несмотря на украинское гражданство. Однако сразу после выборов Анатолий улетел в США, где можно было заработать, и написал Владимиру Жириновскому, что уходит. По факту же, фракцию ЛДПР врач покинул лишь в 1995-м.
В июне 1995-го Кашпировский участвовал в телефонных переговорах с захватившим заложников в Буденновске Шамилем Басаевым. Злые языки говорили, что психотерапевту не удалось загипнотизировать террориста, сам же Анатолий отмечал, что лишь стал буфером между Басаевым и директором ФСБ Сергеем Степашиным, пытаясь спасти невинных.
Критика
Академик Максименко называл Кашпировского основоположником телепсихотерапии, отмечая, что Анатолию впервые в истории удалось без гипноза и медикаментов достичь рассасывания рубцовой ткани, в том числе после инфаркта миокарда, устранения пролапса тазовых органов, безоперационного «удаления» небных миндалин при их хроническом воспалении. Но далеко не все давали необычному доктору столь высокую оценку.
Так, в 90-х коллеги заговорили о враче как о шарлатане, который еще и провоцировал у зрителей психические расстройства. Появился термин «синдром Кашпировского», когда пациенты отказывались от медикаментозного лечения, доверяя теориям о самоисцелении через перепрограммирование подсознания.
Тем не менее Кашпировский продолжал свою деятельность: выпускал книги, где исцеленные им люди подтверждали наличие у врача дара, собирал семинары в Америке, Израиле, Германии. Билет на сеанс стоил около 35 долларов, но, по словам Анатолия, деньги его мало волновали — в свое время врач подарил квартиры в Молдавии и Узбекистане пациенткам. «Еще я машины дарил. В Белоруссии подарил шесть автобусов. Тогда была такая возможность. А сейчас я очень скромно живу», — подчеркивал Анатолий Михайлович.
Личная жизнь
Впервые Кашпировский женился в молодости, на избраннице Валентине. Брак продлился 22 года, за которые в семье родились дети Сергей и Елена. Когда психотерапевта накрыла популярность, он перевез сына в США, так как переживал за его безопасность. Вслед за наследником в Америку перебралась и дочка, ставшая врачом.
«Это была ошибка. Тяжело сложилась жизнь, девочка моя погибла. В прошлом году, будучи врачом, она не могла устроиться в этих Штатах, — делился Кашпировский в 2019-м. — Она переехала с мужем в Канаду и там погибла. Вот такая история. Сын тут, в Калифорнии. Приходится периодически приезжать. Это адская пытка — приезжать сюда. Сын остался один, вот к нему еду. А дочка — все. Мне ехать в Канаду — это все равно как на Голгофу: каждый момент о ней напоминает. Это дикое испытание».
Хотя Анатолий Михайлович много времени проводил в Америке, информацию об эмиграции он отрицал, подчеркивая, что имеет квартиру в Москве, постоянно приезжает в Россию, Казахстан, Болгарию. К слову, именно частые путешествия разлучили Кашпировского со второй женой Ириной. Поклонница из Чехии вышла замуж за кумира в 1992-м, когда ей едва перевалило за 20. С 2005-го супруги жили в разных странах, в 2011-м впервые подали заявление о разводе, а в итоге разошлись в 2014-м, когда врачу было уже 75.
Куда он пропал?
Все в том же 2014-м СМИ вспомнили о Кашпировском в свете выхода сериала «Чудотворец», где повествовалось о противостоянии двух советских целителей. В образах Филиппа Янковского и Федора Бондарчука просматривались черты Аллана Чумака и Анатолия Кашпировского, однако последний заявил, что история не имеет с ним ничего общего. Оскорбленный психотерапевт даже грозился подать иск на кинокомпанию за то, что с ним не согласовали ни один эпизод. Кстати, ранее судился Анатолий Михайлович с ВГТРК, — за утверждение о вреде сеансов — а позднее с Иваном Ургантом — за неудачную шутку с использованием фото врача в коллаже с котом-экстрасенсом.
После смерти в 2017-м Аллана Чумака Кашпировского неоднократно приглашали обсудить прошлое в студиях телешоу. В 2019-м о враче вновь заговорили СМИ: Алексей Фуштей в программе «Пусть говорят» заявил, что он внебрачный сын Анатолия Михайловича. Идти на контакт целитель отказывался, так что Алексей обратился в суд, чтобы потребовать ДНК-экспертизы.
«Анатолию Михайловичу и мне как его представителю ничего не известно ни о каких исках от внебрачных сыновей, — прокомментировал ситуацию адвокат Сергей Жорин. — Никто нас не уведомлял, повесток не приходило. До тех пор, пока этого не произойдет, все это слухи и, возможно, провокация».
Многим казалось, что врач давно исчез с радаров и наверняка прекратил необычную терапию. Однако Кашпировский по-прежнему гастролировал по миру с семинарами, творческими встречами и сеансами, хотя уже не собирал стадионы. Кроме того, психотерапевт завел свой канал на YouTube.
«В основном то, чем я занимаюсь, это аллергия, сердечно-сосудистые заболевания, исчезновение рубцов на сердце, выпадение половых органов, коррекция спины. Вот в чем состоит моя работа, чего не видят журналисты. Или не хотят видеть. Они навесили на меня ярлык «гипноз». Они приклеили ко мне Чумака, который очень обгадил мое дело своим именем и своими дурацкими действиями», — негодовал врач в прошлый юбилей.
К пенсионному возрасту Кашпировский пришел с огромными сожалениями и ощущением, что жизнь не удалась. Он корил себя за то, что сделал в СССР всего шесть передач, что поехал в США, не смог увезти дочь из Канады… «Если бы я проводил эти передачи, никогда бы мои дети в Америку не поехали, — рассуждал врач. — Все по-другому повернулось бы. Я мало работал, я был большой лентяй. Надо было читать больше, быть более внимательным, откровенным — в выборе друзей и во всем прочем. Надо быть бдительным в построении всего — и личной жизни, и рода занятий».