"Мечтал, чтобы меня сбила фура": почему у олимпийского чемпиона Алексея Ягудина "съезжала крыша"
Заслуженный мастер спорта России, олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира — все звания фигуриста Алексея Ягудина (41) и не перечислить. Однако вряд ли кто-то догадывался, какие мысли преследовали спортсмена, когда он стоят на пьедестале с олимпийским золотом.
«Это был наш последний разговор»
Чтобы достичь феноменальных результатов в спорте, нужно работать не покладая рук — Алексей Ягудин это знает как никто другой. Ему не делали поблажек из-за спортивных достижений в школе. Будущий олимпийский чемпион пропадал на тренировках, рос в тесной коммуналке со строгой матерью, но окончил учебное заведение с серебряной медалью. Только теперь фигурист признается, что из-за бешеного графика, можно сказать, лишился детства. «Я не гонял в футбол, не сидел на лавках с девчонками, не ездил в походы с гитарами и печеной картошкой, но не вижу смысла идти назад. Туда ты уже не вернешься», — говорит спортсмен. Правда, это еще цветочки по сравнению с тем, что довелось пережить супруге Ягудина фигуристке Татьяне Тотьмяниной. Рассказы жены о детстве до сих пор приводят Алексея в ужас. «Если честно, был бы режиссером, снял бы кино, — заявил спортсмен. — Там все было: и побои, и голод... На протяжении года она жила на заводе у мамы, потому что бабушка сошла с ума, а забрать ее не могли без личного согласия. Они с мамой носили одну обувь на двоих, нечего было есть... В сравнении с историей детства и юношества моей супруги я, в принципе, король того времени».
Алексей Ягудин в Instagram
У самого Алексея тоже были непростые отношения с родственниками, а точнее — с отцом, который ушел из семьи, когда ему было всего два года. «По отношению к отцу никаких обид и разочарования. Вообще меня невозможно обидеть. Это правда. Я не вижу смысла. Могу моментально послать, показать себя хамом, но это не обида, а всплески. Он мне позвонил, когда мне было 15-16 лет. Я сказал: «Да, давай общаться. Без проблем». Проходит еще какое-то время. Звонок год спустя моего выигрыша на Олимпиаде-2002. Говорит: «Привет. Поздравляю». Ну год уже прошел — ржачно. Опять сказал об общении, ну и все. Это был наш последний разговор», — рассказывал Алексей.
«У меня съезжала крыша»
Казалось бы, вот он, успех — Алексей стоит на пьедестале с олимпийским золотом. Однако он не чувствовал эйфории от победы. Ягудин был опустошен как физически, так и морально. Перед той Олимпиадой спортсмен неизменно занимал на соревнованиях вторые места, поэтому считал свою подготовку недостаточно продуктивной. Алексей принял решение сбросить несколько килограммов и в целом пересмотреть подход к тренировкам. «Я понимал, что мне нужно прибавлять стабильность, быть легче, что-то менять. Причем не костюм или музыку, а кардинально все, — делился Ягудин. — Я попросил Татьяну Тарасову переехать ко мне. Сказал: «Следите! Знаете, когда один, рано или поздно делаешь то, что нельзя. Хочу с утра есть кашу на воде». Месяц-полтора питался вот этой кашей, парой яблок и чашечкой кофе в день. После второй тренировки отдал ключи от машины Татьяне Анатольевне, она едет домой, а я бегом. Изнурял себя тренировками, один в один как в фильме «Рокки».
Тогда Ягудин буквально сходил с ума, если прибавлял в весе хотя бы 100 лишних граммов. «У меня съезжала крыша. Психологически был истощен. Я сбросил килограмма четыре, стал легче, но организм должен принять свое новое состояние, а я человек со всплесками — мне надо здесь и сейчас. Помню свой психологический срыв. Тренировался в Лейк-Плэсиде: в один день все получается, в другой — ничего. Была истерия от того, что понимал: времени все меньше», — говорил спортсмен.
Почти в бессознательном состоянии фигурист отправился в магазин рыболовных товаров, купил резиновую лодку, весла, удочку, гриль. «Ну съехала башка просто… Поехал в лес, поплыл, потерял весло, где-то продырявил лодку. Рядом сидит кокер-спаниель и не понимает, что происходит. Как-то с одним веслом добрался до берега, плюнул на эту лодку, сжег рыбу, выкинул удочку, сломал гриль… Собака сидела в машине и не вылезала, потому что была в шоке», — откровенничал фигурист.
На помощь пришла Татьяна Тарасова, которая запретила подопечному ограничивать себя в питании. «Она говорит: «Леш, послушай меня. Смотри, в принципе, ты можешь закончить, но до Олимпиады осталось чуть меньше полугода. Что-то мне подсказывает, что хоть с какой-то медалью ты уедешь, Олимпийская медаль тебе пригодится в будущем для работы. Давай, две недели отдохни и начни больше есть». Это был нонсенс, потому что никто в начале сентября не отдыхает». Однако парадоксальный совет тренера помог фигуристу добиться успеха на Олимпийских играх 2001-2002 годов, а вскоре он объявил о завершении спортивной карьеры.
Сейчас Алексей уже не страдает ни из-за веса, ни из-за провалов на льду. Однако все равно время от времени делает смелые заявления. Например, недавно Ягудин признался, что изначально собирался жить недолго — лет 50-55. Сейчас, когда ему 41, он планку чуть-чуть отодвинул — мол, все-таки есть еще кое-какие дела, а лет в 65-70 уже можно умирать. «В свое время мечта была, чтобы меня сбила фура. Я не хочу доставлять кому-то неудобство, когда мне будет уже совсем тяжело. Не хочу, чтобы мучились те люди, которые меня окружают. То есть я хочу раз — и все», — говорит Ягудин. А поклонники боятся — как бы не напророчил…