Что известно о смертоносном вирусе Марбург и грозит ли он Европе?
фото: Shutterstock
Марбург относится к тому же семейству, что и Эбола — оба они являются филовирусами. Смертность от Марбурга колеблется от от 25% до 90%.
Мнения специалистов

Что известно о смертоносном вирусе Марбург и грозит ли он Европе?

Отдел здоровья

Otkrito.lv

Не успел мир восстановиться после пандемии COVID-19, как Всемирная организация здравоохранения предупредила о новой опасности: угрозой стал вирус Марбург, смертность от которого может достигать 88%.

Впервые вирус был описан в 1967 году: «признание» ученых болезнь получила после двух крупных вспышек, которые одновременно произошли в Германии — в Марбурге и Франкфурте — и Сербии — в Белграде. И там, и там инциденты были связаны с лабораторной работой: пострадали сотрудники, контактировавшие с привезенными из Уганды гриветами — обезьянами из рода Зеленые мартышки. Заразился 31 человек, семь из них умерли, пишет TheVoiceMag.

Вскоре стало понятно, что помимо гриветов носителями Марбурга являются нильские крыланы, обитающие большими стаями в пещерах. Последующие вспышки в Южной Африке и Кении были связаны именно с ними: заболевали туристы, которые посещали места обитания летучих собак. Масштаб заражений был не велик: 1975-м — трое пострадавших (один погиб), в 1980-м — один умерший, в 1987 — еще один.

Следующие появления Марбурга выглядели гораздо более пугающими: 1998-2000-х годах в Республике Конго заразились молодые мужчины, работавшие на золотом руднике. Летальность составила 83%: из 154 пациентов умерли 128. В 2004-2005 годах в Анголе от Марбурга пострадали 252 человека, 227 (90%) не удалось спасти. После этого Марбург снова затих — регистрировались лишь редкие случаи единичных заболеваний среди работников рудников и путешественников.

Одной из умерших стала 40-летняя голландка, которая во время экскурсии по Уганде посетила лесную пещеру. Госпитализировали женщину уже в Нидерландах, на 10 день она скончалась.

Чуть больше года назад, в марте 2023-го, о вспышке Марбурга объявили власти Танзании, где было зарегистрировано восемь случаев лихорадки (пять человек скончались). Одновременно заражения зафиксировали Экваториальной Гвинее, однако до сих пор нет никаких доказательств, что события в двух странах как-то связаны между собой.

Осенью 2024 года вспышка Марбурга была зарегистрирована в семи из тридцати округов Руанды: Министерство здравоохранения страны 30 сентября сообщило о 27 подтвержденных случаях и семи смертях, 70% зараженных стали врачи и медсестры, контактировавшие с первыми заболевшими. 3 октября в немецкого городе Гамбург из-за Марбурга перекрыли вокзал: у студента-медика из Руанды появились симптомы заболевания.

Что представляет собой вирус Марбург?

Марбург относится к тому же семейству, что и Эбола — оба они являются филовирусами. Смертность от Марбурга колеблется от от 25% до 90%. Заразиться Марбургом можно через прямой контакт с кровью, слюной, мочой и потом инфицированного человека, а также через загрязненные биологическими жидкостями поверхности — например, постельное белье или одежду.

Инкубационный период составляет от двух до 21 дня, первыми симптомами обычно являются высокая температура и сильная головная боль. На третий день могут появиться водянистая диарея, тошнота, рвота, боль и спазмы в животе. К седьмому дню могут развиться геморрагические симптомы — кровотечения из десен, носа, глаз, ушей, матки и кишечника. Во многих случаях потеря крови так велика, что пациент впадает в шок и умирает на восьмой-девятый день.

Специального лечения лихорадки Марбурга, вызываемой вирусом, не существует — терапия направлена на борьбу с обезвоживанием и инфекционно-токсическим шоком. В качестве профилактики рекомендуются стандартные меры: мытье рук, соблюдение всех правил дезинфекции помещений.

Стоит ли опасаться новой пандемии?

ВОЗ оценивает риск вспышки в Руанде как высокий на региональном уровне и низкий на глобальном уровне — проще говоря, пока о новой пандемии можно не беспокоиться. Для нас Марбург, скорее всего, так и останется чем-то экзотическим и далеким — передается он не с такой же стремительностью, как COVID-19, и вряд ли захватит мир.

Темы

Covid-19Министерство здравоохраненияВОЗЭболаВсемирная организация здравоохраненияГамбург

Другие сейчас читают