Как обвинительный приговор в отношении Камилы Валиевой может окончательно поссорить российский спорт с мировым
В понедельник, 29 января, Спортивный арбитражный суд (CAS) огласил свое решение по истории, с которой разбирался без малого два года. Российская фигуристка Камила Валиева была признана виновной в употреблении запрещенных веществ и дисквалифицирована на четыре года.
Напомним, в чём суть этого дела. 25 декабря 2021 года на чемпионате России Камила Валиева завоевала «золото» и сдала очередную допинг-пробу. У российских лабораторий нет статуса соответствия, поэтому все пробирки отправляются в другие страны (в том случае пробирка поехала в Стокгольм), и решение объявляется далеко не сразу. В пробе Валиевой обнаружили вещество под названием триметазедин. Эти новости были озвучены в феврале 2022 года, когда фигуристка находилась на Олимпийских играх в Пекине, — на следующий день после командной победы российских фигуристов.
Взлет и четыре падения
В последние три зимние Олимпиады традиционные четыре программы в фигурном катании — мужчины, женщины, пары и танцевальные дуэты — дополнились командным турниром, который проходит в первые дни игр, до индивидуальных соревнований. В 2022 году команда «олимпийских атлетов из России» (Россия с 2018 года выступает без флага и гимна, причина — всё тот же допинг, массовый прием которого был неоднократно доказан различными комиссиями МОК) выступила блестяще. Было непринципиально, кого из девушек тренерский штаб поставит выступать в конце, но выбор тренера сборной Тутберидзе пал на самую талантливую ученицу — Камилу Валиеву.
На следующий день последовала оглушительная новость. Каким-то образом препарат, который выписывают при стенокардии, запрещенный для спортсменов, оказался в организме у Камилы Валиевой. Разбирательства и многочасовые допросы повлияли на состояние спортсменки. Короткую программу в индивидуальном зачете она откатала, а на произвольную спустя два дна сил уже не хватило: четыре падения, видимое отсутствие желания бороться — и с первого места девушка опустилась на четвертое.
Дальше, согласно регламенту, разбирательство должна была провести Российская антидопинговая ассоциация (РУСАДА). Формально она не представляет российский спорт: по замыслу мировой спортивной системы организация является частью структуры Всемирной антидопинговой ассоциации (WADA).
То есть WADA доверяет РУСАДА проведение расследования, но дальше имеет право согласиться или не согласиться с выводами российской стороны.
РУСАДА вместо обычного для такого расследования периода — до полугода — изучала вопрос намного дольше, а ближе к концу 2022 года вынесла вердикт о невиновности спортсменки. Российские спортивные чиновники не стали обвинять девушку даже в халатности. Широкая публика так и не получила никаких подробных доказательств, WADA объявила — как в таких случаях и должно происходить по регламенту, — о передаче дела в Спортивный арбитраж в Лозанне.
Камила Валиева на Олимпийских играх-2022 в Пекине
Линия защиты
CAS тоже долго шел к окончательному вердикту. Сначала решение собирались принять в сентябре, но объявили, что часть заседаний придется перенести на ноябрь — потребовались некие дополнительные документы. Что за документы, мы пока не знаем. Возможно, не узнаем и вовсе: все заседания происходили за закрытыми дверьми. После ноябрьских заседаний было объявлено, что решение последует сразу после Нового года. Объявили 29-го января — не совсем сразу.
В соответствии с правилами судопроизводства в CAS, бремя доказательств лежало на российской стороне. Факт допинга налицо — это не может даже подвергаться сомнению. Поэтому доказывать нужно было отсутствие намерения принимать допинг. Пресс-служба суда отмечает, что именно этих доказательств сторона Валиевой представить не смогла.
Юристы Камилы строили свою линию защиты на версии непреднамеренного попадания в организм запрещенного препарата. Правда, тут возникает огромное количество нюансов. Нам долгое время рассказывали про стакан воды, который вслед за дедушкой допила внучка. Была версия о собаке, что-то принесшей на лапках в дом. Но в итоге дедушкин стакан трансформировался в десерт. Дескать, фигуристка съела десерт, приготовленный дедушкой. Чем больше меняющихся версий и чем больше в них необъяснимых деталей, тем меньше к ним доверия в целом.
Решение коллегии CAS является окончательным и обязательным для исполнения, однако у сторон остается право подать в течение 30 дней апелляцию в Федеральный суд Швейцарии.
Движения в турнирных таблицах
Что означают 4 года дисквалификации? Это 4 года без стартов и без какой бы то ни было публичной активности. В прежние времена российская сторона всегда пыталась «договориться»: допинг признаем, факты не оспариваем, но давайте дисквалификацию будем считать отдельными отрезками. С недавних пор эта практика уже невозможна. Поэтому четыре года будут отсчитываться с 25 декабря 2021 года — с даты взятия той самой положительной допинг-пробы. И завершатся 24 декабря 2025 года.
Это очень важно. Потому что титулов за этот период у Валиевой хватало — и на международной арене, и на внутренней.
Камила лишится не только титулов, а всего, что было с ними сопряжено. Речь даже не о медалях, хотя их тоже придется вернуть. Речь о призовых. В рублях это, по примерным прикидкам, десятки миллионов.
Чемпионка и дважды медалистка чемпионатов России, чемпионка Европы, олимпийская чемпионка в командном турнире, трижды «золото» и один раз «серебро» на этапах гран-при России, чемпионка России по прыжкам — все эти титулы в Википедии, справочниках и протоколах теперь надо будет переписывать, двигая вверх другие фамилии.
Для некоторых спортсменок это приятные новости: Анна Щербакова после «отмены» Валиевой становится чемпионкой Европы, Александра Трусова — чемпионкой России. Но сколько спортсменов из той «золотой» команды Пекина-2022 лишаются наград! Речь и о Виктории Синициной, и о Никите Кацалапове, которые завершили карьеру после Олимпиады, и об остальных, у которых это «золото» стало в карьере единственным.
«На самом деле вся эта история — это история о подмене понятий, — говорит известный спортивный журналист Елена Вайцеховская. — Положа руку на сердце, мы, конечно же, спекулировали на теме маленького невинного ребенка, на которого ополчился мир. На самом деле сюжет гораздо более трагичен. Он о том, как чья-то совершенно непростительная халатность лишила золота Олимпиады [остальных спортсменов]. Я не о пресловутом триметазидине из дедушкиного стакана. А о том, что лично мне не дает покоя до сих пор. Как вообще могло случиться, что на Играх оказался спортсмен с грязной допинг-пробой? И это вопрос не к CAS, не к западным провокаторам из шведской лаборатории, а к тем людям, которые продолжают управлять российским спортом и фигурным катанием в частности. Кто дал им право так бездарно распорядиться судьбами спортсменов и тренеров, которые на протяжении многих лет составляли гордость страны? И разве их вина в контексте случившегося менее значима, чем вина Камилы, получившей четырехлетний срок дисквалификации? Понятно, что вопросы риторические, но до сих пор хочется услышать ответы».
Ответов на справедливо задаваемые журналистами и экспертами вопросы не прозвучало в течение двух лет. Включая самый главный: как в тренерском штабе Этери Тутберидзе оказался врач Филипп Шветский, в предшествующем послужном списке которого — шесть гребцов, им лично подсаженных на допинг? Какими уникальными навыками владеет этот доктор, что его срочно командировали в сборную по фигурному катанию?
«Не пропадет»
Другой главный вопрос — что будет дальше? Если глобально, то кейс Валиевой стал революционным для международной федерации фигурного катания (ISU): именно после этого случая нижняя возрастная планка на международных турнирах резко поднялась — с 15 до 17 лет. До соревнований решили допускать уже не юных подростков, а достаточно взрослых людей, отдающих себе отчет в том, что происходит. Но не закрыт вопрос с окружением Валиевой. WADA уже в день оглашения судебного решения четко обозначило свою позицию: кто из ближайшего окружения спортсменки будет наказан? Чиновники явно указывают на тренерский штаб: сгущаются тучи над Этери Тутберидзе.
WADA идет дальше: в своем специальном заявлении оно призывает ввести законодательные изменения, чтобы врачи, тренеры и другой вспомогательный персонал несли уголовную ответственность за то, что предлагают несовершеннолетним вещества, улучшающие спортивные результаты.
Часть спортивного сообщества в России не стеснялась в выражениях, подвергая критике вынесенное в CAS решение и считая его исключительно политическим. «Мерзавцы и беспредельщики. Будь они прокляты, свиньи поганые. Всю злость к нашей стране вымещают на маленькой девочке», — отреагировала тренер и эксперт в различных ТВ-шоу Татьяна Тарасова.
Телеведущий Дмитрий Губерниев считает, что удивляться нечему: «Вряд ли кто‑то ожидал, что наказание будет таким суровым? Почему же. Я этого ожидал. Не понимаю тех людей, которые не ожидали. Дали на всю катушку, медаль у нас отнимут. У нас нулевые отношения с мировым спортом, ничего хорошего ждать не приходится. Камиле Валиевой пожелаю стойкости и мужества, заниматься тем, чем она занималась, — телеведущая будет в шоу кататься, так что не пропадет».
Официальные власти в России тоже сочли решение «политизированным». «Конечно, мы с этим не согласны… С моей точки зрения, конечно, это политизировано», — заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.
Теоретически теперь есть два сценария: либо спортсменку до поры до времени спрячут подальше от публики и два неполных года, что называется, «не будут обострять». Международные федерации и МОК внимательно отслеживают, как возвращаются медали, как поступают с призовыми. Медалей за фигурное катание во время Олимпиады-2022 ни у кого пока нет: их невозможно было распределить до вердикта суда. Теперь он есть, и федерация приняла очень тонкое, аккуратное решение: из общего зачета командных баллов вычитаются баллы Валиевой. Остальные не могут отвечать за нее и полностью «аннулироваться». Без баллов Валиевой Россия занимает третье место. Тройка призеров в итоге выглядит так: США, Япония, атлеты из России.
Второй вариант продолжения всей этой истории — увы, более вероятный для России, которая во многих сферах жизни (и спорт тут точно не исключение) следует идеологии осажденной крепости.
По международным правилам, Камила не имеет права появляться на соревнованиях, принимать участие в спортивных мероприятиях и обязана соблюдать прочий перечень стандартных запретов WADA в отношении дисквалифицированных атлетов.
Она, например, не может появиться в вип-ложе для почетных гостей и оттуда махать рукой. «В России же, полагаю, сейчас начнется традиционная вакханалия в стиле непризнания решения CAS, приглашений Камилы куда только можно и нельзя, рассуждений о том, что «мы всё равно знаем, кто тут настоящий чемпион» и так далее, — говорит Елена Вайцеховская. — И вот это уже может, как мне кажется, стать небольшой, но реально серьезной деталькой, способной сыграть негативную роль в процессе возвращения страны в международный спорт. В точности по принципу "Считаете себя олимпийскими чемпионами на территории страны? Вот на этой территории и соревнуйтесь"».