„Orlando Furioso”. Мистификация в стиле XVIII века
Дирижер, интерпретатор старинной музыки Марис Купчс.
Реально & Невероятно

„Orlando Furioso”. Мистификация в стиле XVIII века

Otkrito.lv

Так высказался о включенной в программу фестиваля старинной музыки опере Антонио Вивальди „Неистовый Орландо” („Orlando Furioso”) дирижер Марис Купчс, который увлекается музыкой барокко с десятилетнего возраста. „Мне эта музыка по-прежнему кажется намного интереснее той, которая сочиняется и исполняется в наши дни”, - говорит он, и это одна из причин выбрать для фестиваля жемчужину барочной музыки. Вторая причина — в этом году исполняется девять лет с тех пор, как в Латвии впервые была поставлена опера Вивальди „Оттон на вилле” („Ottone in villa”).

„Если меня спросят, какую из версий оперы мы ставим, ответить будет трудно, потому что Вивальди писал музыку постоянно”, - смеется Марис. Этот венецианец очень любил деньги, а потому считал своей задачей сочинить как можно больше опусов, чтобы заработать. „Поэтому во второй половине жизни Вивальди не публиковал свои манускрипты – к нему можно было съездить и купить за слиток золота любой опус. Вивальди рассчитал, что, издавая свои сочинения, он проиграет”, - рассказал Купчс. Поэтому и у оперы „Orlando Furioso” существует несколько версий, вокруг которых все время происходят какие-то мистификации.  

Марис Купчс.
Марис Купчс.

„Некоторое время назад директор ”Latvijas koncerti„ Гунтар Кирсис, по желанию которого мы и готовим постановку этой барочной оперы, наткнулся в прессе на сенсационную новость о то, что найдена новая опера Вивальди. Об этом писали все нью-йоркские газеты, развернулась целая кампания в прессе... На самом деле, ничего такого найдено не было. Правда в том, что в тридцатые годы прошлого века половину рукописей Вивальди купили, в сороковые годы случилось то же самое, а сейчас эти документы собраны вместе, и странным образам нашлась незаконченная опера, автором которой, как выяснилось, был Джовании Альберто Ристори, современник Яна Дисмаса Зелёнки”.

Купчс упоминает и тот факт, что во времена, когда Вивальди уже писал оперы и был известен, он наполовину переделал эту оперу Ристори и выдал ее за свою, „позаимствовал” или, говоря современным языком, сделал „ремикс”.

Барочный оркестр „Collegium Musicum Rīga”.
Барочный оркестр „Collegium Musicum Rīga”.

„На самом деле, для этой постановки мы взяли обе редакции ”Orlando Furioso„ Вивальди плюс увертюру из оперы Ристори ”Волшебница„ ( ”La Fata„), написанной кажется, в 1637 году. Так что получился у нас очередной pasticcio, или салат”, - так характеризует дирижер постановку 9 июля. Это будет типичный перформансный стиль XVIII века.

Это объясняет, почему создатели постановки не „впадали в реализм” и не пытались воссоздать стиль постановок эпохи Вивальди. „Там символ на символе, причем все они означают разное, поэтому мы с режиссером Лаурой Грозой-Кибере сделали постановку, понятную современному человеку. От этого ничего сильно не изменится, потому что в спектакле достаточно современных символов. Это будет рассказ о том, кто с кем, почему у некоторых кое-что не получается, почему сердится Орландо. Ну, примерно так”. Между прочим, сюжет будет более напряженным из-за того, что в опере не звучат характерные для той эпохи речитативы, и, конечно, благодаря режиссуре Лауры Грозы-Кибере. „Сюжет вроде бы серьезный, но с улыбкой, с пикантными намеками”, - поясняет Купчс.

На фоне того, что многие известные композиторы были так или иначе связаны с Ригой, возникает вопрос – а Вивальди бывал здесь когда-нибудь?

„О нем ничего не известно, а вот Ристори связан с Ригой косвенно - - он был первым итальянским композитором, чья опера в 30-е годы XVIII века, в правление Анны Иоанновны и при поддержке герцога Бирона, была поставлена в Петербурге. Это точно произошло с ведома Бирона, потому что тогда при российском дворе ничего не делалось без его ведома. Так в Петербурге появилась итальянская опера, а немного позже там играл Фейхтнер, связь которого с Ригой уже не отрицается”.

Рассказывая о постановке „Orlando Furioso”, режиссер не забывает упомянуть и о солистах. „Если бы к исполнителю роли Орландо, контртенору Сергею Егерсу, прицепили бы счетчик нот, то количество нот, выбрасываемых в одну ”квадратную секунду„, было бы фантастическим”, - улыбается Марис. По его словам, Сергей, когда соглашался участвовать в этом проекте, „еще не знал, на что он подписывается”. Он будет единственным контртенором, поющим партию Орландо – как правило (и это можно видеть по популярнейшей версии данной оперы, которая доступна, например, на „Spotify”), эту роль исполняют женщины. Однако, по мнению Купчса, с „голосовым материалом” Егерса это возможно. В постановке„Orlando” будет участвовать еще один контртенор, Мортен Гров Франдсен из Дании, который считается очень многообещающим. „Сергей выучил свою партию за два месяца до спектакля, поскольку у него наконец появилась конкуренция”, - улыбается дирижер. Франдсену предсказывают большое будущее, и сейчас он учится в академии Ковент-Гардена в Лондоне, где, работая некоторое время преподавателем, дирижер его и нашел: „Мне показалось очень интересным поставить рядом Монтена и Егерса”. В представлении участвует и третий контртенор, ученик Егерса Рудольф Бацанс, который споет совсем небольшой фрагмент.

Видеосюжет о том, как готовится постановка „Orlando furioso”:

„В этой опере, на удивление, только одна партия сопрано, и я доверил ее обладательнице чудесного голоса Элине Шимкус. Правда, будут два альта – Лаура Грецка в роли Альчины и Ирма Паваре, которая будет женщиной-рыцарем. Мы так и не поняли, зачем в этой опере сарацинка с оруженосцем... Очевидно, в те годы, когда создавалась опера, такие мелочи никого не беспокоили”. Теперь Лауре Грозе-Кибере предстоит решать, одевать ли этого персонажа в юбку или в штаны. Зато в опере звучит прекрасная, истинно итальянская музыка, и в ней нет ни одной легкой роли, уверяет Марис Купчс.  

Певец Сергей Егерс и дирижер Марис Купчс рассказывают о постановке „Orlando furioso”.
Певец Сергей Егерс и дирижер Марис Купчс рассказывают о постановке „Orlando furioso”.

Возвращаясь к своему увлечению музыкой барокко, дирижер отмечает, что оно началось благодаря Моцарту. "В чем кроется очарование барокко? Это все равно что спросить, в чем шарм этого века. Просто жизнь, и всё.

Поэтому те, кто начинает это делать, больше не делают ничего больше„, - говорит дирижер. По его мнению, современная музыка – это в основном копирование, имитация, в ней не осталось ничего живого. ”Все говорят о музыкальном языке, но он встречался только в музыке барокко„, - заключает дирижер, приглашая всех на постановку оперы Вивальди 9 июля в ”Spīķeri„, а также на концерты ”Collegium Musicum Riga" в августе, в дни традиционного праздника Риги.  

Статья подготовлена в сотрудничестве с Rīga 2014/фото: Каспарс Гарда