Как эксклюзивные авто полиции ушли по цене металлолома
Купленный за 75 000 евро для нужд начальника полиции самоуправления Риги внедорожник Lincoln Navigator, который использовал и экс-мэр столицы Гундарс Боярс, продан на 366 евро. За смехотворные деньги полиция продала еще 11 машин.
Такие цены удивили не только пользователей социальных сетей, но и экспертов рынка подержанных автомобилей. Однако представители самоуправления утверждают, что все прошло как положено.
Скандал с внедорожником Lincoln Navigator разгорелся еще осенью 1998 года, когда обнаружилось, что для нужд начальника муниципальной полиции Мартиньша Андерсонса был приобретен внедорожник Lincoln Navigator, который тот планировал эксплуатировать лично. Договор о покупке авто был заключен с компанией Baltic Motors. Позже, когда действия Андерсонса подверглись острой критике прессы, автомобиль пытались продать, однако это не удалось. Этот внедорожник также использовал тогдашний мэр Риги Гундарс Боярс — в те дни, когда его служебный Audi A8 находился в сервисе.
Спустя почти 16 лет горе-внедорожник снова всплыл — полиция самоуправления в апреле продала его и еще 11 машин на аукционе.
Сделка потрясла даже экспертов рынка подержанных автомобилей. «Я считаю, что это безответственность и пустая трата денег налогоплательщиков, когда машина была куплена по неадекватной цене для тех нужд, которые есть у полиции, если мы говорим об этом «Линкольне». И если мы даже не попытались продать его по более или менее адекватной цене, потому что на рынке он сейчас стоит около 5 тысяч, или хотя бы за полцены, но вернув государству тысячи, то я могу лишь сожалеть о существовании такого факта», — говорит автоэксперт Витолс.
Lincoln Navigator был продан за 366 евро, четыре Renault Master — от 466 до 664 евро, Jeep Cherokee — 313 евро. За менее чем 600 евро ушли Mitsubishi Pajero, Renault Kangoo, Mercedes Benz, Ford Escort и Ford Tourneo.
Пять автомашин, в том числе и Lincoln Navigator, приобрел юрмальчанин Ингарс Мартунелис, остальные семь авто — SIA Capo. Витолис говорит, что средняя цена старого Lincoln Navigator зависит от технического состояния и может достигать 5000 евро, а с Jeep Cherokee, разобрав и продав на детали, можно выручить до 3000 евро. Комментируя цены Renault Master, Витолс уверен: «Точно с воздуха, даже не видя, тысячу за такую Рено непременно!» Другие представители автобизнеса также считают, что цена продажи была очень низкой — 12 автомашин продали практически по цене металлолома.
Пресс-секретарь полиции самоуправления Инесе Криевиня объяснила, что в тот момент, когда транспортное средство не может пройти техосмотр, а расходы на ремонт и эксплуатацию превышают стоимость, то принимается решение о списывании автомашины. «Есть возможность передать транспортное средство на металлолом или выставить на аукцион», — говорит Криевиня.
Перед аукционом автомашины оценивает эксперт, определяя стоимость реализации. В данном случае были опрошены три эксперта и изучены предложения — SIA Aps Grupa. За услугу по оценке 17 транспортных средств было заплачено 483,60 евро. Аукционом заинтересовались 22 претендента, заявились на участие 8 — как физических, так и юридических лиц. На аукционе было продано 12 автомашин, а другие пять переданы на металлолом.
По поводу скандального Lincoln Navigator Криевиня подчеркнула, что он был произведен в 1998 году, пробег составил 210 847 км, а расход топлива на 100 км — 30 литров. В последние годы этот внедорожник использовался для работы по обеспечению гражданской безопасности и порядку на воде, находился у спасательных станций, на нем возили спасательные лодки и катера.
Руководитель комитета Рижской думы по вопросам порядка и устранения коррупции Дайнис Турлайс в таком странном аукционе никаких подозрительных нюансов не увидел. По его словам, похожие аукционы организуют и государственные институции, и это происходит в оговоренном законом порядке. Эксперт, который давал оценку, был не один, а несколько, и поэтому, по мнению Турлайса, нет оснований сомневаться в цене, которая была назначена для аукциона.
«Цену определяет предложение и спрос, не полиция самоуправления, а эксперты рынка. Я не являюсь экспертом этой отрасли, мне не остается ничего другого, как довериться экспертам. Информация об аукционе доступна любому человеку. Содержать подержанную технику — это действительно расходы. Это действительно могло бы шокировать и стало бы основанием для того, чтобы полиция это обосновала», — сказал Турлайс.