Мнение эксперта: чего ожидать от членства Латвии в совете ООН по правам человека
21 октября Латвия была впервые избрана в Совет по правам человека Организации Объединенных Наций, который является важнейшей институцией ООН в области прав человека. Что это дает Латвии, комментирует исполнительный директор Центра международных исследований Гунда Рейре.
Латвия была избрана в Совет ООН по правам человека на срок с 2015 по 2017 год. Во время голосования на Генеральной Ассамблее ООН Латвия набрала 175 голосов. Это первый случай избрания Латвии в Совет, который является самой важной структурой ООН в области прав человека. С 1 января 2015 года к работе приступят 15 новых членов Совета — Албания, Бангладеш, Боливия, Ботсвана, Гана, Индия, Индонезия, Катар, Конго, Латвия, Нидерланды, Нигерия, Парагвай, Португалия и Сальвадор. Латвийский МИД указывает, что избрание нашей страны в этот совет является подтверждением достижений Латвии в правозащитной сфере на национальном и международном уровне, и в целом это нужно расценивать как позитивный сигнал об укреплении наших позиций в международных организациях.
Однако директор Центра международных исследований Гунда Рейре задается вопросом — какие надежды стоит возлагать и что сулит членство Латвии в совете ООН по правам человека с 2015 по 2017 годы? Есть ли основание полагать, что активная деятельность Латвии сможет улучшить ситуацию с защитой прав человека в мире? «Скорее нет, — считает Рейре, — проблема кроется не в способностях Латвии, а в дуальности природы самого совета по правам человека ООН и в отсутствии его эффективности».
Рейре напоминает о том, что после реформы, начатой бывшим генсеком ООН Кофи Ананом, в результате которой бывшая комиссия по правам человека ООН была переформирована в Совет по правам человека, не была решена главная проблема. «Так же как с другими институциями ООН, состав Совета по правам человека создается, основываясь на принципе региональных блоков, а не на достижениях и инициативах конкретных стран». В результате, как отмечает Рейре, о правах человека в мире рассуждают, например, такие страны, как Саудовская Аравия, Эгипет, Китай, Конго, Россия, Пакистан, Куба, которые сами обвиняются в нарушении прав человека. «Совет по правам человека ООН состоит из 47 стран, и его в большей степени оккупировали недемократичные страны. Они используют его для того, чтобы при помощи политических, экономических и даже военных способов блокировать принятие решений, касающихся их самих и их союзников», — отмечает Рейре.
Что же в Совете по правам человека делать Латвии? 21 октября, вскоре после избрания нашей страны в Совет по правам человека, министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс в социальной сети Twitter объявил, что приоритетами Латвии во время деятельности в этой институции станут — равноправие полов, свобода слова в компьютерной среде, а также права татар и украинцев.
«Выбранные приоритеты, конечно, важны, однако, учитывая отсутствие функциональности Совета по правам человека ООН, не будем судить строго, если достижения Латвии за три года будут не слишком большими, — призывает Гунда Рейре и добавляет, что не стоит обманывать себя, надеясь на то, что представительство в Совете позволит нашей стране вносить существенный вклад в соблюдение прав и свобод человека в мире. «Однако то, что Латвия может сделать за эти годы — это выступать за строгую поддержку независимости и эффективности механизмов соблюдения прав человека. Также есть возможность уменьшить направленную на нас очернительную кампанию России, на что совсем недавно указывал омбудсмен Юрис Янсонс, подчеркивая, что «отдельные негосударственные организации, выдающие себя на защитников интересов и прав национальных меньшинств, в публичном пространстве распространяют абсолютно неверную и лживую информацию […], подчеркивая как проблемы образования нацменьшинств, так и вопросы неграждан». Поэтому сценарий деятельности Латвии в Совете по правам человека ООН мог бы быть следующим— в первую очередь, придерживаться избранных приоритетов, во-вторых, продолжать разъяснительную работу об истории нашей страны и политике в области национальных меньшинств, в третьих, поддерживать репутацию Латвии как правовой, демократической и соблюдающей права человека страны», — заключает эксперт.