Экс-депутат Рижской думы Иева Бранте о налогах: "То, что мы не видим, не значит, что можно не платить"
фото: LETA
Иева Бранте.
В Латвии

Экс-депутат Рижской думы Иева Бранте о налогах: "То, что мы не видим, не значит, что можно не платить"

Отдел новостей

Otkrito.lv

В Латвии уклонение от налогов до сих пор воспринимается как хитрость, а не как нарушение, уверена юрист и бывший депутат Рижской думы Иева Бранте. Она предупреждает: это подрывает основы общества - ведь пока государству не хватает средств на школы, больницы и дороги, люди продолжают тратить наличные без чеков и гордятся тем, что обошли систему.

Юрист и бывший депутат Рижской думы Иева Бранте в передаче TV24 «Preses klubs» объяснила, почему налоги — это не только обязанность, но и основа общественного благополучия, а также почему уклонение от них создает серьезные проблемы. Она резко критикует распространенное отношение к неуплате налогов как к чему-то «крутому»: «Мы до сих пор застряли в мышлении, что это круто — уметь обойти систему и государство!» Она сравнивает это с детским упрямством: «Это звучит как: я назло маме выйду и отморожу себе уши».

Бранте приводит конкретный пример из дел о выплате алиментов, когда люди сознательно скрывают доходы: «В таких делах должник сознательно уклоняется от полной поддержки ребенка, от возможности обеспечить ему образование, здоровье, развитие. Он декларирует минимальные доходы, а суд спрашивает: "Как вы тогда можете себе позволить то или это?" — и тот признает, что иногда подрабатывает неофициально, получает мелкие суммы наличными».

При этом она добавляет, что операции с наличными — часть повседневности: «Будем честны: от дворника до депутата — у всех бывают мелкие или не такие уж мелкие покупки за наличные. Это нормально».

Однако Бранте подчеркивает: налоги — это основа общества: «Нормально платить налоги, потому что за счет налогов можно строить, развивать, обучать, улучшать и многое другое».

Она отмечает, что недоверие к государству снижает мотивацию платить налоги, и многие не видят, куда уходит их деньги, но это не повод уклоняться: «То, что мы не видим, не значит, что можно не платить».

Бранте поддерживает ужесточение контроля в борьбе с уклонением:
«У полиции есть право в рамках уголовного процесса проверять нужные данные. Если по алгоритмам видно, что человек явно занимается мошенничеством и отмыванием, почему бы не контролировать таких "типов"?»

По ее мнению, усиленный контроль со стороны банков и Службы государственных доходов (VID) необходим, особенно после продолжительного периода, когда в Латвии «отмывались российские деньги»: «Не остается другого выхода, как принимать достаточно жесткие меры, чтобы это остановить».

Она подчеркивает, что действия VID оправданы: «Все жалуются, что денег не хватает — на то, на се, ни на государственном, ни на муниципальном, ни на личном уровне. А очереди в супермаркетах не исчезли. Покупательская способность не упала. Мы живем в двух разных реальностях».