
Дом в Риге рушится, жильцы - на чемоданах, а счета приходят за три года сразу!

Деревянный дом на улице Леяс в Риге был построен в конце XIX века. В настоящее время он разделен на пять квартир, и всем жильцам было сообщено, что в ближайшее время здание необходимо освободить. С этим вопросом в передачу «Bez Tabu» обратилась Дзинтра, которая живет в этом доме с рождения – уже 57 лет.
Она была младшей в семье из пяти детей, для которой этот дом стал первым местом жительства. В настоящее время на первом этаже проживает один из ее братьев, который когда-то пытался приватизировать свою квартиру и начал процесс, но из-за бюрократических препятствий так и не смог зарегистрировать собственность в Земельной книге. В аналогичной ситуации оказались еще двое жильцов, которые также начали процесс приватизации.
Дзинтра рассказывает: «Я живу здесь с рождения. Моя мама переехала сюда из Межапарка в 1948 году. Ее пятеро детей родились в этом доме, я была младшей. Теперь дом считается аварийным. Крыша в плохом состоянии, вода течет в квартиры».
Дзинтра радушно впускает съемочную группу в свою квартиру на втором этаже, где уже складывает вещи для переезда. Рядом сидит в растерянности кот Мурис, надеясь, что его тоже возьмут с собой. Дом действительно в плачевном состоянии – по словам Дзинтры, он не видел ремонта более 50 лет.
Договор бессрочной аренды квартиры был оформлен на имя матери Дзинтры, но после ее смерти почти десять лет назад женщина так и не смогла переоформить его на свое имя, и все это время проживала в квартире без действующего договора аренды.
Дзинтра объясняет: «Три года после смерти мамы я ходила в Рижскую думу, хотела переоформить договор аренды на себя. С тех пор жду. Ни одного документа не пришло, ни одного счета не пришло. Электричество, газ – счета оформлены на мое имя, я оплачиваю их регулярно. Хочу также переоформить договор аренды, но не могу. Говорят, что идет судебное разбирательство, поэтому заключить договор аренды нельзя».
Семья Илзе, которая сейчас живет за границей, поселилась в этом доме еще в 1934 году, то есть 90 лет назад. Илзе пыталась приватизировать свою квартиру, начала этот процесс, но, как и другие жильцы, так и не смогла зарегистрировать свое право собственности в Земельной книге.
Жильцы, которые начали, но не завершили приватизацию, одновременно с уведомлением о необходимости освободить здание получили счета за последние три года.
Илзе возмущена: «Почему мы не смогли внести квартиру в Земельную книгу? Потому что с 1990-х годов идет судебный процесс между совладельцами. А теперь Valsts nekustamie īpašumi присылают нам огромные счета. Суммы абсолютно нелогичны, никто не объясняет, как они рассчитаны. Минимальное обслуживание – и такие счета».
Государственная недвижимость вела судебную тяжбу с другой совладелицей здания семь лет, после чего понадобилось еще два года, чтобы провести измерение собственности. Именно поэтому счета были выставлены только сейчас.
Гиртс Руда, директор по правовым и административным вопросам Valsts nekustamie īpašumi, поясняет: «В счетах мы требуем возместить платежи за аренду земли за последние десять лет, которые не оплачивались, а также расходы на содержание за последние три года, в том числе, например, за вывоз мусора. У меня нет информации о том, что эти счета были оплачены.
У этого здания два совладельца, и по закону любые действия с имуществом должны осуществляться по договоренности между ними. К сожалению, нам не удалось договориться с другим совладельцем о масштабах управления зданием. Поэтому мы осуществляем только минимальное управление. До сих пор ни один сантим не был внесен в фонд накоплений. Если бы Valsts nekustamie īpašumi выделяли деньги на ремонт, возник бы вопрос, как потом эти средства вернуть, ведь мы расходуем деньги налогоплательщиков».
Не сумев достичь соглашения с другим совладельцем, Valsts nekustamie īpašumi готовы вновь обратиться в суд, чтобы разделение собственности решалось в судебном порядке.