"Они должны были связаться со мной": в Латвии арестовали мать ребенка, но отцу в Болгарии никто об этом не сообщил
В сентябре в рамках международной операции правоохранительных органов были задержаны шесть наркоторговцев в Испании и десять человек в Латвии, среди которых оказалась мать 6-летней девочки. Однако отцу ребенка, проживающему в Болгарии, о случившемся никто не сообщил.
«Я же отец!»
«Так получилось, что я не мог дозвониться до [бывшей жены] уже два дня после приезда в Латвию», — рассказал отец девочки Мартиньш Ате в программе «4. studija» Латвийского телевидения. «Согласно соглашению, подписанному в мае, я не имею права вывозить дочь из Латвии, общение должно происходить здесь. Но в таком случае это уже не общение — я не вижу своего ребенка. Сейчас я единственный опекун. Я ведь отец, в конце концов, а мать не выполняет свои обязанности... У меня есть соглашение с бывшей женой, а не с ее матерью», — возмущается Мартиньш. Как выяснилось, девочка была оставлена на попечение бабушки, которая не в состоянии за ней ухаживать. По словам Мартиньша, женщина постоянно лежит или передвигается с трудом, пошатываясь.
Мартиньш считает, что органы опеки нарушили закон: «В течение 15 дней после ареста матери они были обязаны определить официального представителя ребенка. Они должны были назначить меня и связаться со мной». Однако этого не произошло. Мартиньш не получил уведомлений ни о задержании, ни о применении меры пресечения.
Как действует система?
Валентина Горбуно, директор департамента по вопросам опеки и приемных семей Государственной инспекции по защите прав детей, поясняет: «Конечно, это такие ситуации, когда с точки зрения интересов ребенка полиции следовало бы, если это в рабочее время, но не позднее следующего рабочего дня, сообщить соответствующим органам опеки о том, что произошла такая ситуация. Опека должна была бы выяснить, что с другим родителем, где находится ребенок. Они бы поехали по месту жительства и посмотрели, как обстоят дела с ребенком».
Горбуно признает, что это не первый случай, когда информация не была передана вовремя. «Бывали ситуации, когда оба родителя были задержаны, и опека узнавала об этом из других источников, а затем принимала меры».
«Согласно части 1 статьи 248 Уголовного закона, если в результате применения к лицу процессуальной меры, связанной с лишением свободы, несовершеннолетний или находящееся под опекой лицо остается без присмотра и ухода, то процессуальный руководитель должен предоставить этому лицу возможность связаться с родственником или другим человеком для обеспечения ухода. Если такой возможности нет, то в этом случае процессуальный руководитель обязан информировать учреждения по защите прав детей или орган опеки», — поясняет представитель Государственной полиции Ласма Грейдане в эфире LTV.
Понятно, что оперативный обмен информацией между Государственной полицией и органом опеки, который мог бы принять наилучшее решение в интересах ребенка, чья мать оказалась под арестом, не состоялся. В подобных случаях также никто отдельно не уведомляет законного представителя ребенка, если, например, мать выбрала другое лицо, которому доверила ребенка. «Отцу следовало обратиться в орган опеки с заявлением о сложившейся ситуации. Орган опеки затем запросил бы соответствующую информацию у правоохранительных органов», — отметила представитель Государственной полиции.
Отец забрал дочь в Болгарию
Однако остается неясным вопрос: как отец мог узнать, что мать ребенка арестована и ему нужно обращаться в органы опеки, если никто его об этом не уведомил? Мартиньш подал заявление не только в органы опеки и Латвийскую коллегию присяжных адвокатов, но и в Европол с уведомлением о намерении вывезти свою дочь из страны. Он оформил документы, удостоверяющие личность ребенка, получил у семейного врача справку о состоянии здоровья дочери и они отправились домой — в Болгарию. «Органы опеки сказали мне, что у меня нет ограничений на выезд. Единственное возражение — это то, что я ранее подписал документ о том, что не буду выезжать», — пояснил он.
Известно, что органы опеки временно приостановили права матери девочки на опеку. Между тем в Центре защиты детей отмечают, что в ближайшее время Государственная и муниципальная полиция начнут использовать алгоритм, разработанный для случаев, когда интересы детей затрагиваются в ходе выявления преступлений или правонарушений. Этот алгоритм в виде инфографики с краткими ссылками на нормативные акты будет подсказывать правоохранителям, кому необходимо передавать информацию и какие действия предпринимать, если в поле их зрения оказался ребенок.