Почему многие украинские родители не отдают детей в латвийские школы?
В детских садах и школах Латвии сейчас учатся 3829 детей из Украины, приехавших после начала полномасштабной войны. Однако, сколько украинских детей не посещают школы и почему, государство не знает. Также не проводится анализ их успеваемости. Как сообщает передача "de facto", наибольшие трудности у детей вызывает обучение на латышском языке.
Семья Клюкиных приехала в Латвию два с половиной года назад, когда начали обстреливать их родной город Сватово в Луганской области. В Латвии они сначала поселились в Энгуре, отправив обоих детей в местный детский сад, где они почувствовали большую поддержку от педагогов и надеялись на быстрое освоение латышского языка. Один из детей действительно адаптировался быстро, однако, по словам родителей, младшая дочь перестала разговаривать из-за новой языковой среды. «Она [дочь] подтолкнула нас искать детский сад, где говорят на украинском. Там также учат латышский, и я заметила прогресс. Мой ребенок пришел из сада и сказал первое слово», — говорит мать Надежда Клюкина. По этой причине семья переехала в Ригу.
Сейчас мальчику 6 лет, и он хорошо освоился в Рижской украинской средней школе. Однако, отправят ли родители через год в латышскую школу и дочь, они еще не уверены, опасаясь повторения негативного опыта. «На мой взгляд, лучший вариант — поддержать инициативные группы, которые хотят учить своих украинских детей и обеспечить им образование в Латвии. Мы, как украинцы, живущие здесь, хотим, чтобы наши дети как можно быстрее интегрировались в ваше общество. Но дайте нам такую программу, которая подойдет нашим детям, а не Министерству образования», — подчеркивает отец Максим Клюкин.
Для старших детей обучение еще сложнее. Освоить, например, химию за девятый класс на иностранном языке нелегко. «У нас были дети, которые учились в латышской школе, но ушли оттуда. Почему? Потому что, когда надо решить математическую задачу, они делают это отлично. Но когда просят сказать что-то на латышском, объяснить правило или изложить теорему, они просто не могут», — рассказала передаче руководитель Украинско-латвийского центра науки, образования, спорта и культуры Volia.LV Людмила Вакало. Этот центр хочет участвовать в решении вопроса. Министерство образования и науки не поддержало идею создания международной украинской школы, поэтому центр планирует обучать детей очно в Риге на украинском языке, но с преподаванием латышского. Самоуправление уже выделило им помещение.
Языковой барьер и возможность дистанционного обучения на родном языке — одни из причин, почему многие украинские родители не отдают детей в латвийские школы. По официальным данным, в латвийских школах и детсадах учатся 3829 детей из Украины. Сколько живущих в Латвии детей не посещают школы, неизвестно. По оценкам Агентства ООН по делам беженцев, вне латвийских школ могут оставаться до 72% детей, приехавших из Украины. Чаще всего — более чем в половине случаев — такой выбор делают украинцы, живущие в Даугавпилсе. Из 254 детей в систему образования включены только 113. Как отмечает руководитель управления образования Даугавпилса Марина Исупова, родители избегают лишней нагрузки для своих детей: «Они объясняют, что не хотят перегружать своих детей. Они и так загружены, обучаясь дистанционно. А мы еще тут со своим латышским языком».
Министерство образования и науки предлагает с будущего учебного года ввести для этих детей обязательное очное начальное образование. Планируется, что требование коснется 1800 украинских детей. Министерство предлагает распределить детей по уровню владения латышским и, если знаний нет, позволить им первый год посвятить только изучению языка. «Сначала можно погрузиться в язык, учить только его. Затем постепенно добавлять предметы, где нужно меньше знаний языка. Просто социальная адаптация и укрепление языка. И тогда уже приступать к учебной программе», — говорит министр образования и науки Анда Чакша.
«Есть две главные проблемы с этим решением. Во-первых, оно запоздало, такое решение должно было быть принято пару лет назад. Во-вторых, пока неясно, как именно оно будет внедрено в разных школах. Например, если учеников всего один или два, возможно ли вообще реализовать эту модель?» — комментирует Линда Якобсоне-Гавала, член правления организации «Gribu palīdzēt bēgļiem».
В Риге, где больше всего детей из Украины (всего 2406), с начала этого учебного года работают пять так называемых базовых школ, где в первый год углубленно изучают только латышский. Это Рижская Саркандаугавская основная школа, Рижская 15-я средняя школа, Рижская 47-я средняя школа, Рижская Украинская средняя школа и Рижская Дарзциемская средняя школа, которая работала с новыми прибывшими и раньше. Однако, по словам муниципалитета, многие родители не хотят тратить год только на изучение языка. «Их беспокоит, что ребенок не перейдет в следующий класс сразу, не освоит программу. Поэтому в настоящее время преобладает тенденция, что дети сразу включаются в классы», — сообщила представительница Департамента образования, культуры и спорта Риги Анита Петеркопа.
Одна из этих базовых школ — Рижская Дарзциемская средняя школа — делится опытом с другими школами. Ее директор Гунита Клявиня считает, что государству также полезно было бы разработать методические материалы для работы с новыми прибывшими: «Учитель физики спрашивает: «Как я могу помочь ребенку, который не знает языка?» Есть разные переводчики, визуальная поддержка, но было бы очень полезно, если бы на государственном уровне были разработаны учебные пособия для дифференцированного обучения».
Однако успех в основном зависит от мотивации ребенка и его родителей. «Очень важна поддержка родителей в изучении латышского языка. Один мальчик много занимался самостоятельно дома, изучал латышский онлайн. Он нашел, где это можно сделать, и также помогал своим одноклассникам», — поделилась наблюдениями методист и учитель Эвита Эзеррозе.
Вести об обязательном очном обучении, пока еще не принятом, побудили некоторых родителей действовать. В этом учебном году в латвийские школы пришли дети, которые долгое время были изолированы дома. Например, в средней школе в Мадоне начали учиться восьмиклассники и девятиклассники, которые живут в Латвии два года, но до этого обучались дистанционно в Украине. «Понимая, что к концу девятого класса они не смогут сдать экзамены успешно. И с тем уровнем владения латышским, который у них есть сейчас, это только начало: мы говорим только о том, как поздороваться, что-то элементарное о себе сказать. Это пока недостаточно для учебной программы и окончания девятого класса, и, соответственно, неясно, что будет с этими детьми после девятого класса», — заключила директор средней школы в Мадоне Арнита Кригере.
Законопроект об обязательном очном обучении для детей-беженцев из Украины в настоящее время рассматривается в нескольких комиссиях. По словам председателя Комиссии Сейма по образованию, у такой инициативы есть риски в части соответствия Конституции, так как дистанционное обучение включено в образовательную систему Латвии и его нельзя запрещать только украинским детям.