"Русский язык - не агрессор, а инструмент общения": театр им. Чехова выпустил заявление после претензий о русских надписях
Рижский русский театр им. М. Чехова до сих пор не получал жалоб на использование русского языка в визуальной и вербальной коммуникации, говорится в открытом письме художественной коллегии театра в ответ на дискуссии об использовании русского языка.
Художественная коллегия отмечает, что с первых дней войны в Украине театр выступает против агрессии и насилия, осуждая вторжение России на украинскую территорию. В открытом письме подчеркивается, что позиция театра находит отражение в самых разных формах, включая визуальные и аудиоматериалы, практическую помощь и репертуарную политику. Коллегия отмечает, что наряду с основной деятельностью театр высказывается на социально чувствительные темы, приглашая общественность к диалогу, чтобы способствовать созданию более сплоченного общества в стране.
"Неоспоримым фактом является то, что вербальный язык - это основной инструмент и ключевой фактор человеческого общения во всем мире. Так и русский язык - не агрессор, а инструмент общения, и все зависит от того, как им пользоваться, какие мысли выражать, какие ценности представлять и защищать", - заявили в театре.
Коллегия отмечает, что в истории многих стран есть периоды, когда действия правительств можно назвать аморальными, но мир не отказался от немецкой, английской, французской, испанской, китайской, японской и других культур и языков, которые "существовали параллельно с преступными и антигуманными действиями". "Сейчас, когда Россия развязала войну в Украине, очень важно громко предоставлять на русском языке именно тот контент, который не совпадает с российской пропагандой, потому что это самый эффективный способ говорить с заблудшими умами и противостоять ложным нарративам, чем активно и открыто занимается Рижский русский театр им. Михаила Чехова", - подчеркивает коллегия.
Театр считает, что попытки искоренить, очернить, демонизировать или игнорировать любой язык - самая неэффективная стратегия, если государство хочет обеспечить сплоченность, образованность, интеллигентность и мудрость своего общества, а не намеренно разжигать вражду и разделять.
Художественная коллегия подчеркивает, что это касается и использования русского языка в общении в городской среде Риги, строго соблюдая закон о государственном языке и признавая латышский язык единственным государственным языком Латвии, который "должен знать каждый гражданин Латвии и человек, чувствующий свою принадлежность к этой стране".
В открытом письме подчеркивается, что театр им. Чехова ставит одной из своих главных задач объединение латвийского общества и развитие диалога на основе взаимного интереса, уважения и понимания и, учитывая эмоциональную эскалацию в обществе, это очень сложная задача. "Театр им. Чехова честно, последовательно и терпеливо следует разработанной долгосрочной стратегии и своим внутренним убеждениям. Объективные данные показывают, что театр не одинок в своей позиции, а востребован и поддерживается населением Латвии - средняя посещаемость за последние несколько лет выросла до 91% вместимости зала", - заявили в театре.
В открытом письме подчеркивается, что в зрительном зале театра можно услышать латышский, русский, украинский, английский и другие языки. Поэтому театра делает вывод, что людям важно содержание, они находят форму приемлемой и понимают принятый театром способ коммуникации с обществом. "Театр им. Чехова призывает людей отдавать предпочтение содержанию, отстаивать общечеловеческие ценности и избегать провокационно-популистских тенденций, заботясь о формировании здорового, сплоченного и сильного в своем единстве гражданского общества", - говорится в письме.
Как сообщалось, вице-мэр Риги Эдвард Ратниекс призывает внести изменения в законодательство, чтобы запретить использование русского языка в городской среде. Ратниекс в ответ на жалобы жителей обратился в Министерство юстиции с просьбой оценить текущую ситуацию с использованием русского языка и предложить изменения к закону о государственном языке или другим законам, чтобы создать правовую основу для запрета экспонирования текстов на русском языке в публичном пространстве.