"Наша цель - выжать деньги из Европы, не особо задумываясь, сколько проект будет стоить", - экономист о Rail Baltica
фото: LETA
Мартиньш Аболиньш.
В Латвии

"Наша цель - выжать деньги из Европы, не особо задумываясь, сколько проект будет стоить", - экономист о Rail Baltica

Отдел новостей

TV3 / Otkrito.lv

"Брюссель наконец-то осознал, что мы недостаточно уделяем внимание контролю расходов. Мотивации это делать просто не существует", - заявил экономист банка Citadele и заместитель председателя Совета по фискальной дисциплине Мартиньш Аболиньш, комментируя ситуацию с проектом Rail Baltica в подкасте на портале tv3.lv.

Экономист признает, что проект Rail Baltica на протяжении многих лет не был должным образом контролируем. Он цитирует бывшего министра сообщения Талиса Линкайтса, который в одном из интервью сказал: "Наша задача — везде поставить столбики так, чтобы Европа не могла отказать в финансировании". Этот комментарий, по словам Аболиньша, отлично иллюстрирует подход Латвии к реализации проекта.

"Наша цель — выжать деньги из Европы, не особо задумываясь о том, сколько проект будет стоить. Мы довели его до такой стадии, что его уже невозможно не реализовать. И вот теперь мы находимся в этой стадии", — поясняет Аболиньш.

Он отмечает, что Латвия сама уже не способна реализовать проект, а Брюссель утратил свою наивность. "Брюссель наконец-то понял, что мы не слишком увлекаемся контролем расходов. Мотивации это делать просто нет. Например, Министерство финансов задается вопросом: "Что бы нам дало, если бы мы полтора года назад знали, что проект будет стоить столько, сколько стоит сегодня?" Возможно, это что-то бы изменило. Возможно, некоторые контракты не были бы подписаны".

По мнению Аболиньша, многие проблемы могли бы быть решены, если бы у проекта был четкий финансовый директор. Причем это должен был быть человек со стороны, а не кто-то из Министерства финансов. Также очевидно, что Латвии придется просить у Европы дополнительное финансирование для реализации проекта, но это нужно делать ответственно. "Мы не можем просто приехать в Брюссель и сказать: "У нас есть такой проект, он стоит огромных денег — мы на самом деле не знаем, сколько это будет стоить и как его реализовать. Мы вообще ничего не знаем, но могли бы вы дать нам деньги?" Скорее всего, таким образом деньги не получится получить", — говорит Аболиньш.