"Для борьбы с этой эпидемией нужна армия": Андрис Кулбергс о теневой экономике в Латвии
Теневая экономика в Латвии — огромная проблема, говорит депутат Сейма Андрис Кулбергс, который одновременно является и президентом Автомобильной ассоциации. Он признает, что одна только сфера автосервиса на 96% представляет собой теневую экономику, и для борьбы с ней нужна целая армия.
Недавно опубликованное исследование о теневой экономике в странах Балтии показало, что в прошлом году в Латвии доля теневой экономики составляла почти 23% от внутреннего валового продукта. Однако хорошая новость в том, что по сравнению с 2022 годом объем теневой экономики в Латвии сократился на 3,6 процентных пункта, но общий показатель все равно высокий. Предполагается, что большую часть теневой экономики составляют зарплаты в конвертах, а среди отраслей наибольший удельный вес теневой экономики приходится на строительство.
"Теневая экономика в Латвии — это целая эпидемия, у нас она одна из крупнейших во всей Европе. Теневая экономика убивает конкуренцию, это ручной тормоз для развития. Это фундаментально подрывает способность нормального бизнеса существовать во многих отраслях. Могу сказать о своей отрасли, что в секторе автосервисов теневая экономика составляет 96% рынка. У нас были попытки войти в сети автосервисов, даже появились латвийские сети, но все они вымерли из-за существующей теневой экономики. Мы провели это исследование десять лет назад, и сейчас тоже ничего не изменилось. И не изменится», - говорит Андрис Кулбергс.
"Гангрена" теневой экономики зашла слишком далеко, и она не позволяет работать тем, кто хочет работать легально: "VID уже не в состоянии с этим справиться, там нужна армия. Теневая экономика в отрасли автосервисов составляет 200 млн евро в год, в секторе подержанных автомобилей – около 25 млн. Мы знаем, насколько это важно и в сфере общественного питания, строительства, охраны и других сферах обслуживания. Продуктивность у нас низкая потому, что каждый пятый человек вовлечен в теневую экономику. Он работает на одной легальной работе, а затем на второй, третьей - нелегально. В связи с этим его продуктивность сильно падает. При такой теневой экономике поднять нашу производительность просто невозможно!"
Депутат удивлен поставленными в плане борьбы с теневой экономикой Латвии более чем скромными целями — за три года вернуть 120 млн евро, если только в секторе "теневых" автосервисов в год вращается 200 млн. Он говорит, что этот план не является проектом по борьбе с теневой экономикой. Если реально хотят бороться с теневой экономикой, должна быть систематическая работа, нужно создавать более легкие условия для налоговой политики: "А какие сейчас сигналы? Повышение налогов, которое является катализатором теневой экономики!".
Чтобы минимизировать теневую экономику, нам следует пойти эстонским путем — заменить оборот наличных на цифровизацию, создать легкие условия для уплаты налогов, чтобы это было не так бюрократично. И в таких условиях из теневой экономики выходят многие, кто должен платить большие налоги, уверен депутат.