Кая Каллас готовится занять место главы евродипломатии. Чем это грозит Киеву, Москве и российской оппозиции в изгнании?
фото: Victoria Jones/Shutterstock/ Vida Press
Кая Каллас.
В мире

Кая Каллас готовится занять место главы евродипломатии. Чем это грозит Киеву, Москве и российской оппозиции в изгнании?

Андрей Смоляков, обозреватель европейской и международной политики «Новой газеты Европа»

В результате голосования в Европарламенте, Урсула фон Дер Ляйен утверждена на пост главы Еврокомиссии на следующие пять лет. Ее кандидатуру поддержали 401 евродепутат, в основном от правоцентристских, левых и зеленых сил. Теперь фон дер Ляйен предстоит нелегкий процесс формирования следующей комиссии, с учетом интересов политических партий и национальных лидеров стран-членов ЕС. Тем не менее, посты наиболее высокопоставленных чиновников ЕС уже были распределены в результате встречи глав государств в конце июня. В частности, на должность руководителя европейской дипломатии была заявлена Кая Каллас — бывшая премьер-министр Эстонии, с именем которой связан громкий скандал внутри страны. В то время как Каллас призывала к максимальному ужесточению отношений с Россией, в 2023 году выяснилось, что фирма ее мужа участвует в торговле с российскими компаниями.

Однако это не помешало Каллас теперь на уровне ЕС занять должность главы европейской дипломатии. Это назначение стало одновременно и самым нестандартным — у Каллас явно не хватает необходимого для этой позиции опыта, — и самым ясным с точки зрения месседжа. Бывшая премьер-министр Эстонии — громкая оппонентка Кремля и одна из наиболее видных сторонниц Украины среди европейских политиков. Каких перемен в отношении Европы с Россией и Украиной стоит ждать от назначения Каллас и почему ЕС сделал такой выбор — разбирался обозреватель европейской политики Андрей Смоляков.

Дипломат без опыта

На посту верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности — или, проще говоря, министра иностранных дел ЕС — Кая Каллас сменит Жозепа Борреля. Это одна из пяти самых высоких должностей в Европейском союзе, и занимающий ее человек отвечает за координацию внешней политики между странами-членами ЕС, выстраивание и поддержание общеевропейского консенсуса по международным вопросам и в целом выступает от лица всего ЕС на мировой арене. Традиционно главами европейской дипломатии были представители более крупных европейских стран: Германии, Испании, Италии, Великобритании (до Брекзита). Каллас, в свою очередь, стала первым кандидатом на такой высокой позиции в ЕС от стран Балтии. Но необычно ее назначение не только этим.

Предшественники Каллас на этой должности были преимущественно опытными дипломатами: работали в МИД своих стран или в международных организациях. Например, Хавьер Солана до назначения главой европейской дипломатии был генеральным секретарем НАТО, Кэтрин Эштон занимала пост Европейского комиссара по торговле,, а Жозеп Боррель долгое время находился на руководящих позициях в разных институтах ЕС, включая Европарламент. Каллас же для дипломатических кругов остается посторонней. Свою карьеру она начинала как юрист в частном секторе и долгое время избегала политики.

Разумеется, это дает критикам благодатную почву для сомнений в ее квалификации. В комментарии «Новой-Европа» аналитик Стокгольмского центра восточноевропейских исследований доктор Андреас Умланд объясняет, что это действительно может стать ее слабой стороной: хотя у Каллас отличное портфолио для фокуса на России и войне в Украине, опыта в остальных вопросах и регионах ей не хватает. При этом, уверен он, сама Каллас это прекрасно понимает. И действительно, согласно некоторым СМИ, еще с начала работы в должности премьера она активно изучала международные отношения и международную политику и продолжает работать над этим сейчас.

Что касается фокуса на России и войне в Украине, тут Каллас действительно занимает наиболее яркую и однозначную позицию — максимально критическую по отношению к Кремлю — и остается одной из самых заметных сторонниц Украины в ЕС. При ней Эстония стала страной с наибольшим объемом помощи Украине по отношению к ВВП. Все это заслужило Каллас репутацию «ястреба», а некоторые медиа начали называть ее «европейской железной леди». И в этом отношении назначение Каллас на высокую должность в ЕС тоже не случайность.

Фокус на украинском вопросе

Среди лидеров европейских держав Каллас, пожалуй, выражает свое мнение о России и Путине наиболее прямо. Практически с самого начала полномасштабного вторжения премьер-министр Эстонии выступала с предупреждением, что российские интересы — и угроза — лежат далеко за пределами Украины и европейским державам следует безусловно поддерживать Украину, а не просто стремиться закончить войну любой ценой. «Мир не может являться конечной целью сам по себе, если он подразумевает выгоду для агрессора», — утверждала Каллас в одном из своих интервью. Тогда же она обратилась к странам НАТО с призывом изменить подход к России — переходить от пассивного сдерживания к активной обороне.

Выступала Каллас и с речью о преимуществах потенциального «распада» России в результате войны и говорила о праве народов России на самоопределение. И хотя рассуждения о возможности распада РФ в последнее время встречаются нередко, ни политики, ни мейнстримные эксперты этот сценарий всерьез не рассматривают. Не пользуется популярностью эта идея даже среди мейнстримной российской оппозиции. На этом фоне позиция Каллас выглядит как минимум неконвенциональной, хотя и последовательной для яркого и давнего критика российского империализма.

В интервью Каллас часто рассказывает о советских репрессиях против своей семьи. В 1949 году в ходе массовых депортаций из Эстонии ее бабушку вместе с новорожденной дочкой, матерью Каи, советские власти отправили в Сибирь, и там женщины провели десять лет. Таким образом, отношение Каллас к России мотивировано не только политически, но и глубоко лично.

На этом фоне Каллас стала поддерживать идею о расширении военного сотрудничества внутри самого ЕС. Так, в 2023 году она одной из первых высказалась в пользу коллективного европейского финансирования оборонных инициатив путем государственных займов и выпуска «оборонных» облигаций. И хотя с этой политикой принципиально не согласны, например, в Австрии, Нидерландах, Дании, Финляндии и Швеции — так называемой «экономной пятерке», Каллас удалось заручиться поддержкой президента Франции Эмманюэля Макрона. Кроме того, эта идея вполне сочетается с главной оборонной инициативой председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, только что переутврежденной на второй срок, о создании должности Европейского комиссара по обороне. При этом, когда речь идет о России, Каллас уделяет внимание не только формальным вопросам политики и безопасности, но и низовым инициативам. Каллас официально выступила с поддержкой онлайн-сообщества НАФО — децентрализованной группы, использующей онлайн-комментарии, мемы и другие неконвенциональные способы борьбы с российским влиянием в интернете. Хотя ее отношение к НАФО тоже привлекает критику: помимо борьбы с российским влиянием, группа отличилась в том числе кампаниями против ряда западных политиков. Такой бэкграунд Каллас, скорее всего, и стал основным мотивом для выбора ее кандидатуры. «Это адекватное назначение, — считает Умланд. — Объективно, с Каллас или без, украинский вопрос сейчас будет оставаться центральным для Европейского союза». Этот подход разделяют и многие крупные чиновники ЕС. «Нам следовало прислушиваться к тем, кто знает Путина», — сказала Урсула фон дер Ляйен еще в 2022 году, имея в виду страны Балтии и Восточной Европы.

Именно они граничат с Россией и имеют долгую историю оккупации и конфликтов с ней, в силу чего настроены к России наиболее критично, в чем они часто расходятся с западными коллегами, порой более «терпимыми». Приверженность поддержке Украины и важную роль в этом Эстонии и лично Каллас фон дер Ляйен подчеркнула еще раз в 2023 году на встрече с генсеком НАТО и самой Каллас.

Поддержку инициативам тогда еще премьер-министра Эстонии многократно выражал и канцлер Германии Шольц — он же выступал за выдвижение ее кандидатуры на должность главы евродипломатии. Это партнерство может показаться неожиданным: Шольца, в противоположность Каллас, часто критиковали как раз за мягкость по отношению к России и неготовность оказывать нужную поддержку Украине. Но даже его позиция в последние годы явно менялась. Однако, возможно, самым активным сторонником Каллас на новом посту стал Эмманюэль Макрон. Именно он одним из первых поддержал ее кандидатуру, и в целом оба политика регулярно обсуждали войну в Украине между собой и давно выступают единым фронтом в Европарламенте, представляя партийную группу Renew Europe.

Проблемы дома

Назначение на новую должность и такая поддержка со стороны европейских политиков для самой Каллас стали максимально удачным развитием событий. Особенно учитывая, что в последнее время внутри Эстонии ее сложно назвать популярным политиком и переизбрание на второй премьерский срок для нее было бы недостижимо. Согласно последним опросам, Каллас пользуется чрезвычайно низкой поддержкой среди избирателей в стране — всего 16%. Для сравнения, до своего назначения на пост главы правительства, она была самым популярным партийным лидером в стране, а на выборах в 2019 году ее партия «Реформа», получила 28,8% голосов. Теперь же «Реформу» готовы поддержать лишь 18% избирателей, тогда как оппозиция набирает обороты, особенно в лице национал-консервативной «Отечество» с 27% голосов. Непопулярность Каллас очевидна настолько, что она даже решила не посещать президентский прием на День независимости Эстонии — одно из важнейших событий в стране. Сама Каллас объяснила это тем, что ее появление вызовет негативную реакцию.

Все дело в том, что в августе 2023 году в Эстонии разразился крупным скандал с участием мужа Каллас, и это нанесло решительный удар по ее рейтингам. Эстонские издания EPL и ERR опубликовали расследование, в ходе которого выяснили, что компания Stark Logistics и один из ее владельцев Арво Халлик, супруг премьер-министра, помогали другой эстонской компании организовывать поставки товаров в Россию. В первые месяцы после полномасштабного вторжения они продали товаров на 17 млн евро. Сотрудничество супруга премьер-министра с российскими компаниями несмотря на войну, санкции и открыто проукраинскую позицию самой Каллас, разумеется, вызвало масштабное недовольство в Эстонии. Медиа и оппозиция, а также, судя по опросам, часть избирателей призвали Каллас сложить полномочия. С критикой премьера выступил и президент Эстонии Алар Карис: новости о ее муже, заявил он, негативно сказываются на репутации всей страны. Консервативные политики, находящиеся в оппозиции Каллас, даже пытались вызывать ее для дачи показаний перед парламентом. Впрочем, внутри правительства Эстонии однозначной позиции по отношению к скандалу все же не выработалось: несмотря на то, что оппозиция поспешила использовать скандал для давления на Каллас, часть министров ее поддержала — в особенности министр обороны.

Сама Каллас утверждала, что не погружается в детали работы своего мужа, а он, в свою очередь, заявил, что не знал о сделках с Россией, и продал свою долю в Stark Logistics. Впоследствие Кая Каллас не раз извинялась за скандал — но ее рейтингам это не помогло. Так что назначение на должность главы европейской дипломатии пришлось как нельзя кстати. Скандал внутри страны, судя по всему, не повлиял на репутацию Каллас как противницы России в глазах других европейских политиков. Европейские СМИ в целом с самого начала не слишком активно демонстрировали интерес к этой историю, а дипломатические круги, кажется, готовы закрыть на нее глаза. К тому же, скандалы местных масштабов для крупных политиков не новинка: проблемы с ними были и у фон дер Ляйен, и у Антониу Кошты, бывшего португальского премьера, готовящегося занять место главы Европейского совета вместо Шарля Мишеля.

15 июля Каллас покинула пост премьер-министра — но уже по собственной воле, чтобы занять место министра иностранных дел всего ЕС. При этом непопулярность в качестве политика внутри страны, как ни странно, не лишила Каллас поддержки со стороны сограждан на новой должности. «Эстонцы однозначно испытывают гордость — и за то, что к ним прислушиваются, и за то, что их соотечественница теперь занимает столь высокую позицию в ЕС», — утверждает в беседе с “Новой-Европа” исследователь и лектор Эстонской академии внутренней безопасности Яанико Мерило. Это назначение, по мнению Мерило, стало логичным развитием карьеры Каллас, и на новой должности та сможет достичь большего, нежели во внутренней политике.

Сигнал Москве и Киеву

Само по себе назначение Каллас на пост главы европейской дипломатии — это весьма однозначный сигнал и для Москвы, и для Киева. Но какие практические последствия это принесет, пока что остается открытым вопросом.

Каллас не просто очередной критик России — у Кремля к ней выработалась особая неприязнь. Так, уже бывшая премьер Эстонии — одна из немногих европейских политиков, объявленных в России в розыск. Более того, некоторые источники утверждают, что Россия организовала кампанию по дезинформации против Каллас, в которой распространяли ее детские фотографии, а также обвиняли ее в симпатиях к нацистам. На само назначение власти РФ отреагировать уже тоже успели: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков указал на отсутствие у Каллас «дипломатических наклонностей» и сообщил, что к улучшению отношений ее назначение не приведет.

Сигнал для Украины назначение Каллас тоже несет, но уже позитивный. Яаника Мерило считает, что Каллас будет поддерживать Украину и продвигать европейскую помощь ей настолько, насколько это будет возможно. «Я думаю, она будет активно работать на обоих фронтах: и в области поддержки Украины, и в области давления на Россию при помощи санкций, организации обмена военнопленных и так далее», — полагает эксперт.

А вот насколько ее усилия на деле смогут повлиять на практическую политику — предугадать непросто. Дело в том, что глава европейской дипломатии — должность скорее исполнительская, чем лидерская. Главный дипломат ЕС скован контролем Европейской комиссии и Европейского парламента, объясняет Умланд. «Каллас наверняка будет активно продвигать украинские интересы, но вопрос в том, сколько влияния ей будут готовы дать национальные государства», — говорит он. Одной из основных слабостей европейской дипломатии остается весьма ограниченная способность влиять на внешнюю политику входящих в ЕС стран — и Каллас столкнется с этим напрямую.

Кроме того, многое зависит от сотрудничества Каллас с другими ключевыми лицами ЕС. В первую очередь, важна для нее будет поддержка главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, считает Умланд. Если им удастся сработаться и объединить усилия, у Каллас может получиться внести свой вклад. При этом сам Умланд по поводу возможности этого союза настроен оптимистично: «Сама фон дер Ляйен стала для Украины счастливой случайностью; вопреки ожиданиям, именно благодаря ей Украина смогла получить статус кандидата. Поэтому фон дер Ляйен и Каллас могут стать сильной командой».

Взаимодействие ЕС с международными организациями, в том числе с российскими демократическими и антивоенными сообществами в эмиграции, — еще один важный вопрос, на который может повлиять Каллас в новой роли. Хотя он, безусловно, не приоритетный для большинства европейских политиков и часто ограничивается лишь общими лозунгами и установками. По мнению Умланда, общеевропейская политика скорее склоняется к поддержке российской демократической оппозиции, но все же это больше зависит национальных государств. Эстония, считает он, к российской оппозиции относится в целом достаточно положительно, но сама Каллас не делала громких заявлений ни в одну сторону. Не смогла однозначно оценить позицию Каллас по этому вопросу и Мерило. Но эксперт уверена, что основным приоритетом Каллас в новой должности будет все же поиск того решения, которое поможет закончить войну на условиях, приемлемых для Украины, как можно скорее. Так что вполне вероятно, что политика ЕС в этом отношении значительно не изменится.