Не только в Латвии проблемы: в Эстонии считают, что план правительства загонит пенсионеров в нищету
фото: Shutterstock
Иллюстративное фото.
В мире

Не только в Латвии проблемы: в Эстонии считают, что план правительства загонит пенсионеров в нищету

Отдел новостей

LETA / BNS

План правительства сократить финансирование всех министерств на один и тот же процент вызвал негодование канцлера Министерства социальных дел Эстонии Маарьо Мяндмаа, который считает, что такой план доведет пенсионеров до нищеты, пишет в субботу Rus.Postimees.ee.

Показатели бедности и неравенства в Эстонии за последние годы ухудшились, мы также ниже среднего показателя по Евросоюзу. Таким образом, доля людей, живущих в бедности и социальной изоляции, увеличилась до 25,2 процента (в среднем по ЕС 21,6), а наибольший риск оказаться в бедности - у пожилых людей. Самая высокая инфляция в Европейском союзе (в 2022 году 19,4 процента в Эстонии и 9,2 процента в ЕС) повлияла на способность домохозяйств справляться с ситуацией.

Эстонии трудно к 2030 году достичь цели по сокращению числа живущих в бедности и социальной изоляции людей на 39 000, поскольку именно на это число количество таких людей фактически выросло, достигнув в 2022 году 332 000. Затраты на здравоохранение и долгосрочный уход остаются низкими, что также отражается на плохой доступности этих услуг. В Эстонии самая высокая неудовлетворенная потребность в услугах здравоохранения в ЕС (у нас - 9,1, в ЕС - два процента). Хотя расходы публичного сектора увеличились, они остаются ниже среднего показателя по ЕС (7,6 и 10,9 процента соответственно). Проблемы в этой сфере также связаны с качеством услуг, рабочей силой, в случае долгосрочного ухода высокой долей людей, ухаживающих за близкими, и региональным неравенством.

Канцлер Министерства социальных дел Маарьо Мяндмаа заявил Postimees, что другие европейские страны намного опережают нас, поскольку у них по сравнению с нами была возможность наслаждаться экономической независимостью и самодостаточностью на десятилетия дольше. "Мы просто не в состоянии так быстро поспевать за ними, - сказал Мяндмаа. - Правительству и Рийгикогу необходимо принимать решения, которые окажут долгосрочное влияние на государственный бюджет. Информация об Эстонии, представленная в недавнем анализе социальной конвергенции Европейской комиссии, представляет идеи жесткой экономии в ином свете".

В исследовании ставка относительной бедности составляет 750 евро на человека в месяц. "Если вы зарабатываете меньше этой суммы, вы находитесь в относительной бедности, и, объективно говоря, в сегодняшней Эстонии действительно сложно прожить на такую сумму, - сказал Мяндмаа.  - Политики говорят, что бюджет Министерства социальных дел достаточно большой и его следует урезать. Но 94 процента нашего бюджета - это пенсии, деньги на лечение и прямые выплаты людям, поэтому следует подумать, какие сокращения все-таки оправданы".

Одной из целей плана развития Эстонии до 2030 года является сокращение абсолютной бедности почти до нуля. По словам Мяндмаа, за последние десять лет этот показатель снижается, чему способствуют также пособия, выплачиваемые из госбюджета уязвимым целевым группам. Однако пособия не позволяют резко перейти на следующий уровень качества жизни. Помимо пособий существуют также, например, консультационные услуги, которые помогают человеку лучше справляться самостоятельно, и здесь важную роль играет взаимодействие пособий и услуг, чтобы не дать человеку попасть в ловушку бедности. На вопрос, возможны ли сокращения сотрудников в Министерстве социальных дел, канцлер ответил, что, конечно, будет пересмотрена численность сотрудников и управленческие расходы как министерства, так и административных учреждений. "При этом сотрудники социальных сфер и здравоохранения не сидят в тишине кабинета министров, а реально обслуживают сотни тысяч людей. А если говорить о министерстве, то у нас, помимо двух министров, всего около 160 человек плюс еще несколько десятков, которые получают зарплату из внешних средств. Так что это совсем немного", - ответил Мяндмаа.