Что происходит в Рафахе? Израиль до сих пор не начинает завершающий этап операции в секторе Газа, США не поддерживают наступление
фото: AFP/Scanpix
В мире

Что происходит в Рафахе? Израиль до сих пор не начинает завершающий этап операции в секторе Газа, США не поддерживают наступление

Илья Волжский, специально для "Новой газеты Европа"

«Новая газета Европа» разбирается, где в анклаве до сих пор остаются очаги сопротивления террористов и почему буксуют переговоры по возвращению заложников.

США против

Президент США Джо Байден заявил о прекращении поставок некоторых видов оружия Израилю, если ЦАХАЛ (армия обороны Израиля) войдет в город Рафах, расположенный на юге сектора Газа. Речь идет в том числе и об авиационных бомбах. «Гражданские лица были убиты в секторе Газа в результате (использования) этих бомб, — сказал американский президент. — Я ясно дал понять, что, если они (израильские войска.Прим. ред.) войдут в Рафах, — они еще туда не вошли — если они войдут в Рафах, я не буду поставлять оружие». По данным высокопоставленного чиновника из Вашингтона, задержанная партия должна была состоять из 1800 бомб весом 2000 фунтов (900 кг) и 1700 бомб весом 500 фунтов (225 кг).

По словам Байдена, Соединенные Штаты продолжат предоставлять Израилю всё необходимое для поддержания работы системы ПВО «Железный купол». «Мы продолжим обеспечивать безопасность Израиля во всём, что касается обороны, — рассказал президент США, — Но мы не предоставим им наступательное оружие и не дадим артиллерийские снаряды». СМИ сообщают, что премьер-министр Израиля Биньямин в разговоре с Байденом заверил последнего, что операция не перерастет в штурм города. «У нас достаточно средств, чтобы войти в Рафах и занять его без американской помощи, — сообщают журналисты со ссылкой на высокопоставленный политический источник в Израиле. — Рафах в любом случае будет зачищен».

Израильские войска уже взяли под контроль часть Рафаха и с боем овладели расположенным на границе с Египтом одноименным контрольно-пропускным пунктом. ЦАХАЛ заявил об уничтожении более 150 целей боевиков. В полутора километрах от КПП «Рафах» расположен израильский пропускной пункт «Керен-Шалом». В последнее время террористы неоднократно обстреливали его из минометов. При этом погибло четверо и было тяжело ранено еще несколько бойцов ЦАХАЛ.

Вашингтон называет законными действия Израиля по пресечению ввоза денег для ХАМАС и по борьбе с контрабандой оружия на границе с Египтом. Также американские власти призывают к скорейшему возобновлению работы КПП «Рафах» для продолжения поставок гуманитарной помощи.

Полный разгром 

«Для достижения поставленной в войне цели свержения власти ХАМАС в секторе Газа и ликвидации его военных возможностей необходимым этапом является захват и зачистка Рафаха, где находятся четыре батальона террористов, — объясняет “Новой-Европа” израильский военный эксперт Давид Гендельман. — Так как операция в секторе Газа была спланирована поэтапно с севера на юг, с предварительной эвакуацией основной части жителей тем же маршрутом, Рафах остался на конец. Отдельно заметим, что Нусейрат и Дир-эль-Балах (лагеря беженцев) в центре сектора Газа, где остаются два батальона ХАМАС, тоже пока не тронуты в наземном аспекте. Но Рафах — более важный район. В чисто военном смысле операцию в Рафахе надо было начинать еще в феврале, максимум в марте. Затягивание связано в первую очередь с политическим давлением администрации США, которая крайне не хочет операции в Рафахе по гуманитарным и политическим соображениям, и с переговорами по заложникам, где надеялись добиться соглашения». «Операция носит модульный характер и происходит отдельными этапами, — рассказывает “Новой-Европа” израильской военный обозреватель Давид Шарп. — Вначале Израиль взял под контроль небольшую слабонаселенную часть Рафаха на востоке города. Также был занят одноименный контрольно-пропускной пункт на границе с Египтом. Именно через КПП “Рафах” завозилось в сектор Газа большинство гуманитарных грузов, продуктов и товаров двойного назначения, использовавшихся для изготовления вооружений. На данный момент Рафах является одной из двух остающихся на территории сектора Газа точек сопротивления ХАМАС. Взятие именно этого города, на мой взгляд, имеет важнейшее значение в деле победы над боевиками. Вторым, гораздо меньшим по размерам оплотом боевиков, куда пока не входили израильские войска, является группа из двух лагерей беженцев в центре сектора Газа — Нусейрат и Дир-эль-Балах. Без завершения общевойсковой операции, зачистки всей территории анклава и полного разгрома организованных административных и военных структур ХАМАС Израиль не решит всех задач войны».

На занятом участке границы сектора Газа ЦАХАЛ уже выявил три ответвления тоннеля, ведущего в Египет. Весь отрезок этой границы, общей протяженностью примерно 13 километров, часто называют «Филадельфийским коридором». Через него в анклав поступала контрабанда, а в обратную сторону перебирались нелегальные мигранты. Оружие, перемещаемое по тоннелям, позволило ХАМАС и другим террористическим организациям совершить качественный скачок в формировании своего военного потенциала.

Есть информация о том, что ХАМАС готовился прорвать в нескольких местах границу с Египтом, чтобы туда хлынули потоки находящихся в Рафахе беженцев.

Террористы планировали обвинить в дестабилизации Израиль и вынудить Иерусалим прекратить штурм города. «Так как ХАМАС продолжает настаивать на постоянном, а не временном прекращении огня в качестве условия соглашения по заложникам, договоренности всё еще достичь не удалось, — говорит Давид Гендельман. — Было решено начать ограниченную операцию в Рафахе. Это пока еще не полномасштабная операция, а именно ограниченные действия в восточных кварталах Рафаха и вдоль “Филадельфийского коридора” вплоть до КПП “Рафах”. Предварительно жителей этих кварталов призвали эвакуироваться в расширенную гуманитарную зону в районе Мауаси и в район города Хан-Юнес. Около 150 тысяч людей эвакуировалось. На фоне всего Рафаха, где вместе со скопившимися беженцами сейчас более миллиона человек, это немного. В операции задействованы относительно малые силы: 162-я дивизия в составе 401-й танковой бригады и пехотной бригады “Гивати” с приданными спецподразделениями — именно потому, что задачи на данный момент ограничены. Взятие под контроль КПП “Рафах”, поиск и ликвидация там подземных тоннелей как минимум временно выбивают у ХАМАС важный рычаг пограничного контроля и контрабанды оружия».

Давид Гендельман рассказывает, что, помимо ликвидации военной инфраструктуры террористов, на данный момент цель операции ЦАХАЛ — это также усиление влияния на ХАМАС на происходящих переговорах. США со своей стороны продолжают оказывать давление на Израиль с требованием не расширять операцию. С этим связаны как визит в Иерусалим главы ЦРУ Уильяма Бернса, так и задержки в поставке авиационных боеприпасов. Саму операцию можно проводить и без них. Но общий сигнал США таков: «Если вы не будете учитывать наше мнение, мы прикрутим вам кран».

Давид Шарп отмечает, что руководство США крайне отрицательно относится к полномасштабному вводу войск в Рафах, в котором сегодня находится более миллиона людей, перемещенных из других населенных пунктов сектора Газа. Это давление стало одной из главных причин, которые до сих пор не позволили «военному кабинету» Израиля начать полноценный штурм города.

Заложники или победа

Захват КПП и боевые действия в пригородах Рафаха Давид Шарп называет небольшим шажком к достижению окончательной победы. Наш собеседник предполагает, что проводимая операция может оказаться еще одним методом давления на ХАМАС для достижения соглашения с террористами, с целью сделать их сговорчивее. По словам военного обозревателя, основной целью переговоров для Израиля является освобождение заложников; тогда как ХАМАС настаивает на длительном перемирии, которое должно, по мнению террористической организации, завершиться окончанием войны. «Дальнейшее зависит от результатов переговоров, — утверждает Давид Гендельман. — Израиль угрожает расширить операцию, если ХАМАС не пойдет на уступки. США продолжают давить на Израиль. В целом мы в очередной раз видим тут яркое проявление противоречия между заявленными целями войны: “свержение власти ХАМАС в Газе и ликвидация его военных возможностей” и “освобождение заложников”.

Сделка по заложникам как минимум приведет к длительному прекращению огня. Это даст возможность ХАМАС максимально реорганизоваться, перегруппироваться и восстановиться в военном и политическом смысле, а с большой вероятностью прекратит войну полностью. Что означает недостижение Израилем военных целей, то есть проигрыш в войне. Вместе с сильным давлением США это создает крайне сложную внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку для израильского правительства в принятии дальнейших решений». «ХАМАС требует очень длительного перемирия, — завершает рассказ Давид Шарп. — Однако очевидно, что после долгого перерыва военные действия возобновить будет значительно сложнее. Я не представляю себе, как через полгода или год ЦАХАЛ вновь приступит к штурму Рафаха, Нусейрата и Дир-эль-Балаха. Это выглядит наивными иллюзиями. А сохранение власти и боевых возможностей ХАМАС в секторе Газа будет означать проигрыш Израиля в войне».