ВСУ заявляют о тяжелом положении на фронте - российские силы захватывают остатки Донбасса. Как поставки оружия изменят ситуацию?
В интервью The Economist, вышедшем под заголовком «Украина на грани, говорит высокопоставленный генерал», генерал-майор Вадим Скибицкий сделал несколько важных заявлений.
Окно возможностей
Представитель ГУР не исключил захвата армией РФ города Часов Яр, попыток дальнейшей оккупации Донецкой и Луганской областей и наступления на Харьковском и Сумском направлениях. По словам Скибицкого, Россия применяет «трехслойный» план дестабилизации страны. При этом разведчик подчеркнул, что война не закончится даже после выхода ВСУ к границам Украины, а первые переговоры между воюющими сторонами возможны не ранее 2025 года.
Скибицкий утверждает, что российские военные получили приказ «взять что-то» к 9 мая или к визиту Владимира Путина в Китай неделей позже. «Наша проблема очень проста: у нас нет оружия, — заявил представитель ГУР. — Они (россияне) всегда знали, что апрель и май будут для нас тяжелыми… Потеря Часова Яра — это только вопрос времени…»
По словам Скибицкого, город может ждать судьба Авдеевки, которую противник практически полностью разбомбил еще в феврале. The Economist сообщает, что потеря расположенного на высотах Часова Яра открывает для армии РФ путь к более крупным городам Донецкой области — Константиновке, Дружковке, Краматорску и Славянску.
— В целом я согласен с тем, что говорит Скибицкий, — заявляет «Новой-Европа» израильский военный эксперт Давид Гендельман.
— На ближайший период перспектива для Украины неблагоприятная — как из-за недостатка вооружений и боеприпасов, так и из-за нехватки личного состава.
Поэтому дальнейшее российское наступление, вероятно, добьется определенных успехов, и, даже если не произойдет крушения фронта, будут продвижения.
— Если россияне соберут максимальное количество сил и сосредоточатся на штурме Часова Яра, то вероятность его потери для Украины значительно возрастет, — высказал свое мнение «Новой-Европа» военный эксперт, полковник запаса ВСУ Роман Свитан. — Сегодня у украинских войск существует крайне серьезный недостаток боеприпасов. Если успеют подвезти снаряды из западной помощи, то оборонять город станет значительно легче. Россияне знают это и пытаются использовать для продавливания обороны ВСУ «окно возможностей», которое просуществует еще неделю-две. Для атак линий обороны ВСУ Москва даже перебросила на Донбасс с Запорожского направления несколько дополнительных подразделений, тогда как Украина ввела в бой специальные формирования ГУР, призванные обеспечить защиту сложных участков.
— Можно сказать, что Скибицкий с плеча рубит правду-матку, ведь положение ВСУ в Донецкой области сегодня действительно крайне тяжелое, — объясняет израильский военный обозреватель Давид Шарп.
— Вероятность потери украинской стороной Часова Яра весьма велика. Причем захват россиянами этого маленького городка может произойти довольно скоро.
Ведь бои там ведутся уже на окраинах, и армия РФ предпринимает в этом районе очень интенсивные наступательные действия. В случае удачного штурма города российские войска окажутся в непосредственной близости от Константиновки, расположенной в семи-восьми километрах от Часова Яра, и пробьют себе выход к трассе Константиновка — Покровск. На данный момент сравнительно небольшие российские завоевания даются очень дорогой ценой. При этом можно наблюдать огромные потери россиян и значительное время, требующееся на захваты населенных пунктов. Однако на данный момент тенденция на результативные наступательные действия сохраняется.
По мнению Давида Шарпа, не стоит забывать и о прорыве россиян в поселке Очеретино, который может иметь весьма прискорбные для ВСУ последствия. Внезапное вклинивание российских войск в украинскую оборону в случае удачного продолжения боев позволит армии РФ захватить дополнительную территорию и продвинуться глубже. Пока что украинцам не удается купировать эту угрозу. Проблема как в нехватке боеприпасов и вооружения, так и в ошибках при планировании оборонительных операций. К примеру, есть основания полагать, что не все рубежи и позиции были подготовлены качественно и в срок. Однако получение западной помощи должно уже вскоре стабилизировать ситуацию и дать Киеву запас прочности.
Роман Свитан считает, что в случае самого опасного для украинцев развития событий, связанного с потерей Часова Яра, перед ВСУ встанет важнейший вопрос обороны городов Славянско-Краматорской агломерации, являющихся последним оплотом украинских сил в Донецкой области.
— Часов Яр постоянно находится под бомбежками и артиллерийским огнем, — заявляет «Новой-Европа» на условиях анонимности российский военный эксперт.
— Этот городок уже вскоре может быть полностью уничтожен, повторив судьбу Бахмута и Авдеевки. Тогда россияне начнут с господствующих высот обстреливать и атаковать Константиновку, Дружковку и другие города,
находящиеся сегодня под контролем ВСУ. Однако захватить их будет для Москвы крайне сложной задачей. Ведь эти населенные пункты значительно крупнее Часова Яра и на подступах к ним создана серьезная линия оборонительных сооружений. Если наступление россиян будет идти сегодняшними темпами, то для захвата всей Донецкой области им потребуются годы.
— Россия пытается полностью оккупировать Донецкую и Луганскую области уже одиннадцатый год, — напоминает Роман Свитан. — «ДНР» и «ЛНР» же изначально планировались именно в границах регионов. Однако ВСУ уже подтянули резервы и создали на опасных направлениях несколько линий обороны.
Наступление на Харьков
Скибицкий предполагает, что РФ готовится к наступлению на северо-востоке в Харьковской и Сумской областях. По словам разведчика, северная группировка российских войск, базирующаяся на границе с Харьковом, в настоящее время насчитывает 35 тысяч солдат, но, вероятно, будет увеличена до 50–70 тысяч. Кроме того, в центральной части России формируется резервная дивизия численностью от 15 до 20 тысяч бойцов, которая также станет резервом для основных сил. Атаки россиян на этих направлениях могут начаться в конце мая или начале июня.
По сведениям Скибицкого, в настоящее время российская армия использует в Украине около 514 тысяч солдат сухопутных войск, что превышает цифру в 470 тысяч, озвученную недавно главнокомандующим силами НАТО в Европе генералом Кристофером Каволи. При этом украинский разведчик уверен, что перечисленных российских формирований недостаточно для успешного штурма такого большого города, как Харьков.
— Наступление на Харьков и Сумы, как мне кажется, не имеет в настоящее время задачи захвата этих областных центров, — замечает Роман Свитан.
— Вероятнее всего, Москва пытается растянуть линии обороны ВСУ, заставить Киев передислоцировать часть войск с других участков фронта и связать боями украинские части, находящиеся сейчас под Харьковом и Сумами.
Это позволит Кремлю сосредоточить усилия на Донецкой области.
— Если ситуация и дальше будет развиваться так же, то захват Часова Яра россиянами — это только вопрос времени, — рассказывает Давид Гендельман. — Для серьезного наступления на Харьков нужно минимум 100 тысяч солдат. Пока их там нет, максимум возможны сковывающие и отвлекающие действия вместе с продолжением ракетно-авиационных ударов для оттягивания украинских резервов и психологического давления. Если сильно захотеть, можно увеличить группировку и наступать и на Харьков, но вообще для россиян гораздо практичнее, спокойнее и перспективнее было бы наращивать усилия на уже активных направлениях, а не открывать новые. Это позволяет развивать достигнутые успехи, и это проще в плане командного управления и тылового обеспечения. Купянск, Северск, Константиновка, Торецк, Курахово — это гораздо лучшая синица в руках, чем харьковский журавль в небе.
— Все разговоры о скором наступлении России на Харьков или Сумы могут оказаться обычным психологическим воздействием на противника, — замечает Давид Шарп. — На данный момент необходимой для такого наступления значительной группировки у границ Украины мы не видим. Не очень понятно, сколько из 35 тысяч солдат, о которых заявляет Скибицкий, реально могут принять участие в боевых действиях. Ведь речь, как я понимаю, идет не только о боевых частях, но и о тыловых формированиях, необходимых для поддержания боеспособности армии. Нескольких десятков тысяч бойцов на сотни километров фронта явно недостаточно для эффективных атак. Для такой операции на острие атаки потребуется 100–150 тысяч личного состава, укомплектованных вооружением, техникой и командирами.
Скопление такого числа военнослужащих на сравнительно небольшом участке фронта не останется незаметным для украинской разведки и обязательно попадет в открытые источники информации.
Командующий сухопутными силами Украины Александр Павлюк заявил о желании России наступать на Харьков или Сумы, однако отметил, что подробности и даже серьезность этих планов пока неизвестны. Предполагаю, что в итоге армия РФ будет проводить действия, сковывающие ВСУ и отвлекающие украинцев от других направлений.
Давид Шарп обращает внимание на то, что российские войска не оставляют попыток захватить Купянск в Харьковской области и выйти к реке Оскол.
Дестабилизация Украины
Вадим Скибицкий считает, что Россия применяет «трехслойный» план дестабилизации страны-противника. Главный фактор — военный. Также используется дезинформация, направленная на подрыв украинской мобилизации и политической легитимности Владимира Зеленского, и ведется кампания по международной изоляции Украины.
— Киев сегодня находится в крайне трудном положении, — продолжает рассказ российский военный эксперт. — Принятый закон о мобилизации не популярен в украинском обществе. Очереди из желающих воевать за свою страну закончились. Пополнять подразделения свежими солдатами удается с большим трудом. Ротации частей происходят крайне редко. Одних только поставок оружия мало. Им же кто-то должен воевать. Для того чтобы противостоять россиянам и не допускать захвата новых территорий, ВСУ необходимо рекрутировать и направить на фронт еще несколько десятков, а лучше — сотен тысяч военнослужащих. Такого количества мужчин, решивших отдать свой долг родине, сегодня в Украине не наблюдается. Возможно, в этом отчасти виновна и российская пропаганда. Так что процесс дестабилизации Украины идет.
— Мобилизация в узком и широком смысле как людей, так и экономики, ВПК и так далее — это высший экзамен для государства, и там темпы решают всё, а Украина отстает по этим темпам от России, — говорит Давид Гендельман. — Затягивание закона о мобилизации на полгода, недостаточное раскручивание ВПК, кивание на Запад, что он недостаточно быстро реагирует… Но это не война Запада, союзники только помогают, и без их помощи всё бы давно кончилось. Поэтому сейчас задача Украины — это стратегическая оборона.
Необходимо максимально сдержать российские продвижения, где можно, а думать о чем-то большем сейчас нет оснований. К концу года по результатам российского наступления можно будет делать какие-то прикидки на 2025 год.
Сейчас это преждевременно. Но пока для ВСУ тенденция неблагоприятная.
— Под изоляцией Украины Скибицкий может иметь в виду всё более активные попытки давления на западных политиков и даже лидеров стран, — убежден Давид Шарп. — Россия, судя по всему, финансирует различные партии и движения, выступающие против поддержки Киева партнерами из ЕС и США. Также речь может идти о волнах пропаганды в социальных сетях и блогах, распространении слухов и домыслов об Украине. В некоторых случаях эти действия дают определенный результат.
По данным Скибицкого, предоставляемая США помощь не позволит ВСУ сравняться с Россией по запасам снарядов или обеспечить эффективную защиту от разрушительных авиабомб, которыми ежедневно РФ атакует Украину.
— Украине для защиты своих позиций от российских бомбардировщиков требуются дополнительные зенитно-ракетные комплексы и западные истребители, — подчеркивает Роман Свитан. — ЗРК Patriot в паре с F-16 смогут переломить ситуацию, обеспечить господство в небе и не подпускать самолеты РФ к точке, откуда происходит сброс авиабомб. Также применяются системы радиоэлектронной борьбы, нарушающие спутниковое наведение летящих боеприпасов. Это позволяет отклонять бомбы от украинских объектов и не давать им точно попасть в цель.
Скибицкий считает, что Украина не сможет выиграть у России войну только на поле боя. Даже если ВСУ сумеют оттеснить армию РФ к границам 1991 года, это не станет концом противостояния. Такие конфликты могут закончиться только переговорами, убежден разведчик. При этом содержательное общение между сторонами может начаться не раньше второй половины 2025 года.
— Заявления о том, что ВСУ отбросят россиян к границе 1991 года или даже к рубежам на начало крупномасштабного вторжения 2022 года, пока что звучат совершенно безосновательно, — считает Давид Шарп. — Но даже в таком случае война может продолжиться. Ведь военный потенциал России, вероятно, не будет окончательно подорван.
При этом переговоры иногда начинаются внезапно. Так когда-то заключили мир Иран и Ирак в момент, когда война между ними велась восемь лет и никто не предвидел ее окончания.
Многое будет зависеть от результатов выборов президента США. Возможно, именно поэтому Скибицкий и называет 2025 год. Ведь именно к этому моменту должно стать понятно, каких успехов смогли добиться стороны конфликта и будет ли дальше оказываться Киеву полномасштабная американская помощь. Даже в случае избрания Дональда Трампа расклад на фронте и размеры западных пакетов содействия станут понятны лишь через несколько месяцев.
— Украина будет воевать с Россией еще от полутора до десяти лет, — убежден Роман Свитан. — Для полной победы необходим распад Российской Федерации в ее сегодняшнем виде. Только в таком случае противостояние можно будет считать завершенным.