"Еще один Бахмут". Российские войска назначили новую цель - город Часов Яр. Быстро взять его не получится - впереди еще одна затяжная бойня
Бои в Украине не затихают. Российская сторона продолжает наступать, не считаясь с потерями. Новой мишенью для атак стал городок Часов Яр, расположенный в Донецкой области неподалеку от Бахмута. Эксперты, с которыми побеседовала «Новая-Европа», сходятся во мнении о том, что быстро захватить Часов Яр у РФ не получится. Впрочем, в случае дефицита боеприпасов и этот населенный пункт может пасть.
К празднику
Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Александр Сырский заявил, что командование российской армии планирует захватить город Часов Яр до 9 мая. Сырский сообщает, что Россия сосредоточила усилия, чтобы прорвать украинскую оборону западнее Бахмута, выйти на канал Северский Донец — Донбасс, овладеть Часовым Яром и создать условия «для дальнейшего продвижения к Краматорской агломерации». По словам главнокомандующего, отдельные группы россиян подошли к микрорайону Новый, но были уничтожены ударами дронов и артиллерией.
«Реализации планов противника мешает героическая оборона наших бригад, которые буквально вгрызлись в землю, сдерживая ежедневные атаки врага, — сказано в сообщении Сырского.
— Вместе с тем угроза остается актуальной с учетом того, что высшее российское военное руководство поставило задачу своим войскам захватить Часов Яр до 9 мая».
Начальник Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кирилл Буданов заявил журналистам, что украинские войска готовятся к предстоящему наступлению противника. «Российские войска начнут наступление в конце мая — начале июня, — подчеркнул Буданов. — Я думаю, к этому моменту мы хорошо подготовимся и посмотрим, как пойдет дальше. Без помощи западных союзников нам будет катастрофически тяжело. И это при условии, что она, во-первых, придет в достаточном количестве, и второе — как она будет идти в дальнейшем».
— С начала апреля российские войска продвигались на востоке Часова Яра и в Богдановке, — рассказывает «Новой-Европа» на условиях анонимности российский военный эксперт. — Фактически россияне подошли вплотную к городу. Движение дается большими потерями среди личного состава и техники. Часть застройки уже разрушена российскими авиабомбами и артиллерией. До полномасштабного российского вторжения в Часовом Яре проживало более 12 тысяч человек. Сейчас большинство уехало. Но часть местных остается в своих домах и квартирах.
— Россияне пытаются атаковать на нескольких направлениях, к примеру, у Авдеевки, Марьинки и Белогоровки (под Лисичанском). Но основные силы армии РФ брошены на штурм Часова Яра, — рассказывает «Новой-Европа» военный эксперт, полковник ВСУ в запасе Роман Свитан. — У Кремля есть традиция привязывать военные победы к громким датам. Вполне вероятно, что в случае с Часовым Яром сработал тот же механизм. Однако надо сказать, что Часов Яр имеет большое оперативное значение. Расположенный на высотах город позволяет артиллерии накрывать захваченный россиянами находящийся в низине Бахмут. Но в случае успешного взятия Часова Яра противник получит возможность стрелять с этих высот по Краматорской агломерации. А возможность овладеть городом у неприятеля есть. Всё будет зависеть от количества снарядов у украинской артиллерии. Если поставки партнеров пойдут регулярным потоком, ВСУ сможет эффективно оборонять свои позиции и удержать Часов Яр.
Краеугольный камень
Роман Свитан называет Часов Яр краеугольным камнем всей архитектуры украинской обороны в Донецкой области. В случае его потери фронт значительно откатится. После захвата Часова Яра, по мнению Романа Свитана, российские войска двинутся на города Константиновка, Дружковка, Краматорск и Славянск, обстреливая их с господствующей высоты Часова Яра. Захват этих населенных пунктов можно было бы считать окончательной оккупацией всей Донецкой области россиянами. И хотя взять их в обозримом будущем у России не получится, пострадает огромное количество людей. Ведь в этой агломерации сегодня проживает более 300 тысяч мирных граждан. В случае начала интенсивных боев города будут разрушены.
— Быстрое взятие Часового Яра практически исключено, — высказывает свою позицию «Новой-Европа» военный аналитик ФБК Ян Матвеев. — Если не произойдет какого-то радикального кризиса у обороняющихся подразделений ВСУ — например, закончатся все боеприпасы вообще, то они без боя Часов Яр не отдадут. Он имеет важное положение на высоте, и в целом это большой город.
Российские силы даже не вошли еще в него. Городские бои за Часов Яр могут растянуться на несколько месяцев.
— До 9 мая осталось меньше месяца, а Часов Яр имеет сложную географию, напоминая этим Соледар, бои за который шли с августа по январь 2022–2023 годов, — рассказывает «Новой-Европа» военный исследователь Кирилл Михайлов. — При этом пока россияне не имеют надежного контроля ни за одним районом города. Так что эти сроки можно назвать как минимум чересчур оптимистичными. Часов Яр расположен на высотах, без его взятия выход на Дружковку и Константиновку, которые можно считать южной частью той же агломерации, куда входят Славянск и Краматорск, будет если не невозможен, то как минимум очень затруднен.
По данным Кирилла Михайлова, российское наступление сейчас идет на нескольких направлениях: собственно на Часов Яр, в Покровском районе к западу от Авдеевки, в районе Работино и на Терны на Лиманском направлении. Также можно выделить окрестности Марьинки, но там российская активность заметно ниже. По мнению экспертов, успешное продвижение России в первую очередь вызвано не только превосходством в живой силе и артиллерийских боеприпасах, но и в других средствах поражения, в первую очередь планирующих авиабомбах. Именно в них заключается глобальная опасность для ВСУ по всему фронту.
— Проблема в дальности, на которой работают носители авиабомб, и дефиците дальнобойных систем ПВО, — утверждает Кирилл Михайлов. — Помимо разрушения укреплений, опасность авиабомб в том, что, несмотря на относительно невысокую точность, они в силу мощности могут вызывать травмы и контузии на сравнительно большом расстоянии от места взрыва, выводя из строя, пусть и на время, значительное количество бойцов. Я не склонен соглашаться с паническими высказываниями некоторых западных коллег, однако ситуация с ПВО у Украины, действительно, критическая. Сейчас на расширении их поставок сосредоточены все усилия украинской дипломатии. Считается, что F-16 помогут исправить ситуацию, но это зависит от дальности ракет «воздух — воздух», которые будут переданы. Проблема еще и в том, что россияне используют новые виды боеприпасов, сложные для перехвата, например УМПБ Д-30 и ракеты Х-69.
— Украинцам явно не хватает средств, чтобы отогнать российские самолеты от точки сброса планирующих авиабомб, — говорит российский эксперт.
— С этим мог бы справится ЗРК «Пэтриот», но они нужны в Киеве. Кроме того, как минимум две пусковые установки этого комплекса уже уничтожены. Да и боеприпасы к ним очень дороги, и их осталось в распоряжении Украины, очевидно, немного.
А значит, россияне продолжат бомбить позиции ВСУ «чугунием», разрушая практически любые по степени укрепленности фортификационные сооружения. При такой тактике города просто сравниваются с землей. И оборонять получившиеся руины становится крайне трудно. Пока Украина не получит достаточного числа истребителей, способных охотиться за российскими бомбардировщиками, никакие линии обороны не выдержат бомбежек.
Активная оборона
По словам российского эксперта, украинская сторона, зная о том, что после Бахмута и Авдеевки россияне пойдут на Часов Яр, должна была подготовить в этом районе глубоко эшелонированную оборону. Однако, как вспоминает Кирилл Михайлов, проект DeepState сообщал о неудовлетворительном состоянии инженерно-фортификационных сооружений в направлении на Часов Яр.
При этом Роман Свитан утверждает, что в настоящее время режим активной обороны в первую очередь основывается на артиллерийских возможностях ВСУ. Долговременные огневые точки представляют собой отличную мишень для планирующих авиабомб.
— После применения полутонной бомбы любой ДОТ становится братской могилой, — дополняет Роман Свитан. — Позиции в Авдеевке были залиты бетоном. Но со временем и они оказались уничтожены авиацией. Сегодня обороняться ВСУ должны на высотах. По линии обороны проходит гряда старых гор. Вот их и занимают сейчас украинские военные. Но без боеприпасов это преимущество теряет смысл. Сегодня россияне делают около десяти тысяч артиллерийских выстрелов в сутки. Украинцы — до двух тысяч. Уже в скором времени ситуация может стать еще хуже и дойти до одного к десяти. Если союзники не предоставят снарядов — ВСУ придется уйти из Часова Яра.
— Американский проект помощи Украине так и завис в Конгрессе, а европейцы пытаются собрать деньги на закупку в третьих странах снарядов для Киева, — добавляет российский эксперт. — Пока что ВСУ явно экономит боеприпасы. Ведь для серьезной обороны необходимы снаряды. А где-то впереди маячит возможность российского наступления на Харьков. Ясно, что россияне будут выжимать из внезапного преимущества всё возможное и идти вперед, не считаясь с потерями.
— У ВСУ фактически заканчиваются боеприпасы и боекомплект для ПВО, — подтверждает Ян Матвеев. — Сложно сказать по ПВО, это очень закрытая информация, но в целом последние атаки свидетельствуют как раз о нехватке ракет.
А что касается снарядов, то тут довольно открыто говорят о дефиците и новом экономном режиме траты боеприпасов, когда снаряды используются только в крайнем случае. С этим частично помогают FPV-дроны, их применяют вместо артиллерии.
— С ПВО ситуация сегодня такова: если защищать Киев, то не хватает ЗРК для фронта, — объясняет Роман Свитан. — Но и оставлять без обороны с воздуха столицу и важнейшие объекты в ней тоже нельзя. Для достижения баланса Украине нужно больше комплексов ПВО и боекомплекта к ним.
По словам Романа Свитана, европейские союзники сейчас ищут необходимые Украине боеприпасы. Вероятно, в ближайшее время восстановятся нарушенные сегодня поставки. Но пока что положение выглядит устрашающим. Свитан вспоминает, что в Авдеевке российские войска смогли проломить украинскую оборону именно из-за того, что защитникам нечем было стрелять.
— Партнерам Украины стоит поторопиться с поставками снарядов и ракет для ПВО, а также с предоставлением авиации, — говорит российский военный эксперт. — В противном случае ВСУ начнет отступать по всему фронту. Хотя сегодня предпосылок к полному захвату армией РФ Донецкой области пока нет, дефицит снарядов быстро приведет к потере позиций. Города, даже укрепленные, не смогут противостоять нападающим без боекомплекта к орудиям и без противовоздушной обороны. Положение скоро станет критическим.