США предупредили Израиль о готовящемся ракетном ударе со стороны Ирана. Это начало новой войны?
Президент США Джо Байден в ходе пресс-конференции заявил, что Иран, вероятно, планирует удар по Израилю в ответ на убийство командиров Корпуса стражей исламской революции в Дамаске. «Они [Иран] угрожают нанести значительный удар по Израилю в ближайшее время, — сообщил Байден. — Как я сказал премьер-министру [Израиля Биньямину] Нетаньяху, наша приверженность безопасности Израиля от этих угроз со стороны Ирана и его доверенных лиц непоколебима».
Источники Bloomberg предполагают, что удар будет нанесен ракетами или беспилотниками с территории Ливана, где действует «Хизбалла». Целями, вероятно, станут военные, а не гражданские объекты, считают в США. Атака может произойти в ближайшие дни, сказали собеседники агентства.
1 апреля авиация нанесла удар по одному из зданий посольства Ирана в сирийском Дамаске. Ни одна страна не взяла на себя ответственность за эту атаку. В результате обстрела погибли командир подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Аль-Кудс бригадный генерал Мохаммад Рез Захеди, генерал Мохаммад Хади Хаджи Рахими и их подчиненные.
В ночь на 4 апреля верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи опубликовал угрозы на иврите: «С Божьей помощью мы заставим сионистов покаяться в преступлении, связанном с нападением на иранское консульство в Дамаске».
10 апреля аятолла Хаменеи заявил, что Израиль «должен быть наказан и будет наказан» за нападение на комплекс иранского посольства в Сирии. «Когда они атакуют консульство, это всё равно что они атаковали нашу землю, — сказал Хаменеи в своей речи по случаю окончания священного для мусульман месяца Рамадан. — Злой режим совершил ошибку и должен быть наказан, и он будет наказан». Нетаньяху в ответ предупредил, что израильская армия «будет действовать по простому принципу — причинять вред тому, кто причиняет его нам».
11 апреля The Wall Street Journal написала, что, по словам человека, знакомого с ситуацией, Израиль готовится к прямому нападению со стороны Ирана на южную или северную часть страны уже в ближайшие 24–48 часов. Однако источник, проинформированный иранским руководством, сообщил, что, хотя планы нападения обсуждаются, окончательное решение еще не принято.
Соблюсти ритуал
«Иран может в ближайшие дни попробовать как-то соблюсти ритуал мести за своих генералов, — говорит «Новой-Европа» израильский военный обозреватель Давид Шарп. — Это понятно и без предупреждения Джо Байдена. По официальной точке зрения, раскрученной Тегераном, удар был нанесен по зданию иранского посольства. То есть генералы КСИР погибли на иранской земле. Это является отягчающим обстоятельством, требующим от иранских властей серьезной реакции». «Израильским ударом в Дамаске были ликвидированы генералы и офицеры КСИР, много лет руководившие всей антиизраильской деятельностью в Сирии и Ливане, — рассказывает «Новой-Европа» израильский военный эксперт Давид Гендельман. — Иранских представителей в Сирии Израиль ликвидировал и раньше, но не настолько высокопоставленных. Это ясный сигнал Ирану, что все игры в прокси приведут к тому, что пострадают не только куклы, но и иранские кукловоды». «Надо заметить, что Иран давно обещает Израилю страшную месть, — напоминает «Новой-Европа» эксперт по безопасности, бывший сотрудник спецслужб и полиции Израиля Сергей Мигдаль. — Пока что ничего серьезного из этого не получилось. Генералов КСИР ликвидировали 1 апреля. Прошло уже почти две недели. А Иран удара так и не нанес. А ведь не так давно Израиль устранил на границе Сирии и Ирака полковника КСИР, отвечавшего за всю контрабанду беспилотников. За последнее время было убито много высокопоставленных офицеров КСИР. За них тоже обещали кроваво мстить. Ждем».
Сергей Мигдаль рассказывает, что именно убитый в штабе КСИР при посольстве Ирана в Дамаске бригадный генерал Хасан Махдауи (кличка Мохаммада Резы Захеди) встречался с представителями Яхья Синвара (лидер ХАМАС в секторе Газа) и принимал личное участие в разработке плана нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года. Израиль уже уничтожил многих высокопоставленных руководителей ХАМАС. К примеру, 2 января был ликвидирован заместитель лидера организации в Ливане Салех аль-Арури.
По словам Давида Гендельмана, многотеатровая война с участием всех проиранских милиций и самого Ирана много лет отрабатывается на учениях генштабом АОИ (армия обороны Израиля).
Кроме того, неоднократно проводились совместные учения с ВС США как по противоракетной и противовоздушной обороне, так и по нанесению ударов непосредственно по Ирану. С этим же связаны и нынешние заявления президента Джо Байдена о железной приверженности США безопасности Израиля, и визит командующего CENTCOM (Центральное командование вооруженных сил США) генерала Майкла Куриллы в Израиль: это, помимо политических деклараций, уточнение позиций, возможных контрответов на иранский ответ и оперативных планов, как собственно израильских, так и совместных. Дальнейшее зависит от того, какой именно ответ выберет Иран и насколько он будет результативным.
Ответ Ирана
Как же может ответить Иран? У Давида Шарпа есть несколько вариантов. Все они достаточно неприятные. Это прямая агрессия Ирана со своей территории против Израиля. Либо атака руками своих прокси — «Хизбаллы», хуситов, какой-то из проиранских милиций Ирака и Сирии по военным объектам ЦАХАЛ (армия обороны Израиля). Либо, к примеру, теракт в отношении израильских граждан за рубежом, обстрелы и подрывы посольств и отдельных туристов. В зависимости от серьезности нанесенного ущерба за этим последует и израильский удар возмездия. Безусловно, в этом есть значительный риск эскалации.
В экспертной среде бытует мнение, что удар Ирана может быть ограниченным, наноситься станет по военным целям и не должен привести к взрывной эскалации. При этом какое-то действие произойдет именно в скором времени. Иран готов. На этом сходятся источники в разведках и военные аналитики. Возможно, в Тегеране ожидают окончания мусульманских праздников. «Не просто так много десятилетий Иран выращивал различные прокси и проиранские милиции по всему Ближнему Востоку. Именно чтобы не воевать самому, — считает Давид Гендельман. — В Тегеране хорошо помнят ирано-иракскую войну и не хотели бы вовлекать Иран в прямое военное столкновение. Если ответом будет увеличение попыток терактов против израильских и еврейских объектов по всему миру и качественное и количественное усиление действий “Хизбаллы” и проиранских милиций с территории Сирии, Ирака и Йемена, это одно, а прямой удар с территории Ирана по Израилю будет означать изменение многолетней парадигмы иранской стратегии, и там возрастают шансы на прямую большую войну, чего в принципе Иран до сих пор всеми силами пытался избежать». «Ирану есть чем атаковать Израиль прямо со своей территории, — подчеркивает Давид Шарп. — Это в первую очередь значительное число баллистических и крылатых ракет разных типов необходимой дальности, которые могут долететь до Израиля. Также иранская армия вооружена беспилотниками, такими как «Шахед-136», способными долететь до израильских городов.
Однако, судя по многочисленным признакам, Ирану есть что терять. Тегеран понимает, что прямое столкновение с Израилем приведет к тому, что иранской армии и промышленности будет нанесен тотальный урон.
Ведь велик шанс, что в конфликт вступят еще и США. Недаром иранский лидер аятолла Хаменеи в декабре призвал своих подчиненных и сторонников к сдержанности». «Иран, судя по всему, сейчас не готов к открытой большой войне с Израилем, — говорит Сергей Мигдаль. — У Иерусалима сегодня немало средств для того, чтобы решить иранскую проблему самостоятельно. Но речь идет о вероятном вмешательстве США. Байден прямо заявил, что Соединенные Штаты поддержат Израиль в случае начала агрессии Тегерана. Недаром в Израиль прилетел из Бахрейна глава CENTCOM генерал Майкл Курилла и сразу же отправился в подземный бункер генштаба ЦАХАЛ. У США сегодня на Ближнем Востоке сконцентрированы значительные силы. Это сотни бомбардировщиков, находящихся на военных базах и авианосцах, тысячи крылатых ракет, готовых поразить позиции армии Ирана, его промышленность, инфраструктуру, нефтедобывающую отрасль и другие важнейшие объекты. В ответ Иран может попытаться обстрелять американских военных. Но Тегеран понимает, насколько быстрым и кровавым будет его конец». Кроме того, Иран в последние годы всячески демонстрирует мировому сообществу свое дружелюбие в надежде на снятие экономических санкций.
Чужими руками
Правда, по словам Сергея Мигдаля, можно предположить, что Тегеран будет действовать руками своих сателлитов. Это называется «стратегия тысячи укусов». «У Ирана достаточно марионеток, — продолжает Сергей Мигдаль. — Но все они сейчас заняты. ХАМАС и “Исламский джихад” уже и так воюют в секторе Газа. Йеменские хуситы давно объявили войну Израилю. Пока что достается торговым судам других стран. “Хизбалла” ведет ограниченные боевые действия на севере Израиля. Проиранские милиции Сирии и Ирака тоже время от времени пытаются запускать по Израилю ракеты и беспилотники. Вот это все союзники Ирана на этой войне».
Давид Шарп говорит, что иранские сателлиты до последнего времени совершали нападения на военные базы Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Однако после того, как в Иордании погибло трое американских солдат, США ответили болезненным ударом и, судя по всему, пригрозили Ирану на кулуарном уровне. Атаки на базы прекратились.
Ракеты и беспилотники могут запустить с территории Ирака и Сирии боевики различных шиитских милиций. Хуситы могут снова атаковать какое-то судно, проходящее где-то недалеко от Персидского залива. Но это не будет выглядеть прямой местью Ирана. «Возможно дальнейшее обострение конфликта с “Хизбаллой”, — продолжает Давид Шарп. — Но в данном случае решение зависит в том числе и от Израиля. Шансы военного решения вопроса “Хизбаллы” растут с каждой неделей. У “Хизбаллы” сегодня огромный ракетный потенциал. Возможно, что у террористов больше ракет, чем у ведущих армий мира. Однако складывается впечатление, что значительная эскалация не нужна и самой “Хизбалле”. Война с Израилем приведет к катастрофическим последствиям как для террористов, так и для всей шиитской общины и других граждан Ливана. Тем более что “Хизбалла” первая начала новый виток конфликта, обстреляв 8 октября 2023 года Израиль и продолжая свои атаки по сей день. Очередная эскалация возможна в случае, если одна из сторон нанесет другой очень значительный ущерб и пострадавшие должны будут дать достойный ответ. Любой другой вариант будет признан демонстрацией слабости и приглашением к повторным ударам. Такая ситуация вышедшего из-под контроля обострения возможна в любой момент».
Сергей Мигдаль уверен, что именно Иран остановил «Хизбаллу», которая после нападения 7 октября рвалась всеми силами поддержать ХАМАС. Наш собеседник убежден, что Тегеран запрещает террористам из южного Ливана вести обстрелы глубины Израиля, ограничиваясь лишь приграничной зоной. При этом за полгода войны в зоне конфликта на севере страны погибло всего несколько израильских солдат и более трехсот боевиков. Среди них командир спецназа «Хизбаллы» Радван Али Ахмед Хасин. Это вызывает недовольство рядовых членов организации.
Израиль уже разбомбил склады ракет «Хизбаллы» во многих частях Ливана, включая северо-восток страны. При этом часто уничтожаются тяжелые ракеты большого радиуса действия. Но террористы не используют сейчас такие виды вооружений, видимо, боясь ответного удара Израиля.
По данным Сергея Мигдаля, «Хизбалла», ставшая в Ливане политическим движением, должна учитывать интересы жителей страны. Ясно, что война уничтожит морские порты, аэропорты и другую важнейшую инфраструктуру Ливана, и так находящегося в состоянии разрухи. Начало большого конфликта с высокой вероятностью приведет к началу в Ливане нового витка гражданской войны. Ведь сегодня активно вооружаются различные «народные милиции» проживающих там христиан, друзов и других религий и национальностей.
При этом, по мнению Давида Шарпа, возможен и обдуманный массированный удар Израиля по «Хизбалле» в Ливане. Здесь нужно следить за мобилизацией военных в Израиле. Она может произойти накануне начала боевых действий. Для удачной атаки на «Хизбаллу» в южном Ливане требуется, по распространенному мнению, сочетание хорошей погоды и сравнительно спокойной ситуации в секторе Газа. Эти факторы сегодня сошлись. В случае соглашения о прекращении огня в секторе Газа освободятся силы, которые можно задействовать в операции против «Хизбаллы».
Теракты за рубежом
Организация теракта в третьей стране в отношении посольства или израильских граждан, по мнению Давида Шарпа, возможна. В 1992 году в Буэнос-Айресе было взорвано израильское посольство. Не так давно террористы охотились за еврейскими туристами в различных странах мира. В 2012 году в Бургасе (Болгария) в результате взрыва автобуса террористом-смертником погибли шесть и были ранены 32 мирных жителя, среди которых было много израильских туристов. Но на подготовку такой атаки нужно время. Вероятно, месяцы. Необходимо собирать и готовить группу, доставать всё необходимое, включая взрывчатку и оружие. «Взорвать израильское посольство в одной из стран мира — очень сложная задача, — говорит Сергей Мигдаль. — Такие теракты готовятся месяцами или годами. Получилось успешно провести такой теракт только в Аргентине — стране с высочайшей коррупцией и низким уровнем безопасности».
Начало конца
«Говоря о секторе Газа, надо понимать, что пришло время решений. Рамадан и праздники заканчиваются, — замечает Давид Шарп. — Спутать планы наступления на Рафах может сделка по обмену заложников. Начинать операцию, зная, что ее придется прерывать на долговременное перемирие, — не самый удачный вариант. Израиль не может принять важнейшего требования террористов — полной остановки боевых действий. А ведь ХАМАС в итоге требует гарантий полного прекращения огня на неопределенный срок».
Давид Шарп перечисляет и другие требования ХАМАС: шесть недель перемирия для начала, освобождение в обмен на 40 заложников 800–900 заключенных из израильских тюрем, у 100 из которых пожизненные приговоры за убийство израильтян, вывод войск ЦАХАЛ из анклава, включая оставление рассекающего сектор коридора между центральной и северной его частями. Израильский обозреватель предполагает, что возможно требование освободить в обмен на всех находящихся в заключении израильтян всех палестинских террористов из израильских тюрем. Включая тех, кто участвовал в резне 7 октября.
По данным Сергея Мигдаля, утром в четверг 11 апреля в центральной части сектора Газа начался очередной рейд сил обороны Израиля.
Вероятно, войска разрежут анклав еще на несколько отдельных участков. Также целями операции могут стать города — лагеря беженцев Дейр-эль-Балах и Нусират. Именно в Нусирате был уничтожен третий номер ХАМАС в секторе Газа Марван Исса, на бункер которого ВВС Израиля сбросили четыре бетонобойных бомбы.
Но основной целью для ЦАХАЛ, по мнению наших собеседников, остается город Рафах, расположенный у границы с Египтом. Там сегодня скопились беженцы, ушедшие из северной и центральной частей анклава. Их число может вместе с местными жителями может достигать 1,5 млн человек. Израиль координирует с американцами строительство специального пирса, по которому к новому лагерю беженцев, расположенному в прибрежной зоне, будут происходить поставки гуманитарных грузов и продовольствия. После этого можно будет начинать штурм Рафаха. Сергей Мигдаль уверен, что Яхья Синвар и главарь военного крыла ХАМАС в секторе Газа Мухаммад Дейф не сдадутся и в преддверии близкого захвата могут взорвать себя вместе с заложниками. «Относительно ситуации в Газе сейчас развилка, — говорит Давид Гендельман. — Если текущий раунд переговоров по заложникам приведет к соглашению, это означает прекращение огня на обсуждаемые полтора месяца, и основной камень преткновения сейчас — это то, что ХАМАС по-прежнему настаивает на постоянном, а не на временном прекращении огня, на что Израиль не согласен. Временное прекращение огня, разумеется, отодвигает дальнейшие боевые действия. Если договориться не получится, то на повестке дня Рафах с его четырьмя батальонами ХАМАС и Нусират и Дейр-эль-Балах с еще двумя. Основное направление — Рафах, без разгрома ХАМАС там нельзя говорить о достижении поставленной цели свержения власти ХАМАС в Газе и ликвидации его военных возможностей. Пока ориентировочно готовность к операции в Рафахе в мае. Ведется подготовка эвакуации оттуда беженцев, в том числе в оставленный армией район Хан-Юнеса, министерство обороны Израиля закупает дополнительные палатки для создания там новых палаточных лагерей беженцев. Но Рафах — вопрос в основном политический, а не военный, США по-прежнему давят и предлагают ограничиться там мелкими точечными рейдами вместо полномасштабной операции, и на эту тему не прекращаются консультации. Но помимо этого, многое зависит также от развития событий на иранском направлении, при некоторых вариантах мы будем смотреть уже не на Газу, а в другие стороны».
На Израиль оказывается крайне брутальное давление со стороны США, подтверждает Давид Шарп. Союзники всеми силами пытаются предотвратить операцию в Рафахе. В этом их интересы совпадают с желаниями ХАМАС. Вопрос: хватит ли у израильских властей воли, чтобы сопротивляться давлению Соединенных Штатов и сделать необходимый шаг по наступлению на Рафах?
Террористы видят, что гуманитарной помощи, пищи и прочих товаров населению сектора хватает. Им выгодно тянуть время, выдвигать новые условия и ждать капитуляции Израиля. «Я уверен, что общевойсковая операция на территории сектора Газа должна быть доведена до конца, — заявляет Давид Шарп. — Без взятия под контроль Рафаха и лагерей беженцев Нусират и Дейр-эль-Балах в центральной части анклава нельзя будет говорить о полном демонтаже организованной структуры ХАМАС в регионе. Это первый этап, необходимый для победы. За ним последуют месяцы постепенного снижения потенциала террористов в этих местах. В дальнейшем его придется удерживать на приемлемом низком уровне, как это сейчас происходит в Иудее и Самарии». «После 7 октября Израиль не чувствует себя в рамках каких-либо ограничений, — заявляет Сергей Мигдаль. — Даже прямые указания США о прекращении огня в секторе Газа остаются неисполненными. Проявляя тактическую гибкость, израильские власти, насколько это можно судить, не собираются отказываться от основной идеи полного уничтожения структуры ХАМАС в регионе. ХАМАС готов идти на сделку, если в ней будет учтено требование о постоянном прекращении огня. Израиль фактически ответил, что готов прекратить войну, но для этого ХАМАС должен полностью капитулировать. У премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху два пути: покончить с властью террористов или уйти на покой».