фото: ddp/CTK / Vida Press
На президентских выборах в Словакии может победить пророссийский кандидат. Его тандем с премьером страны еще сильнее отдалит Братиславу от Киева
Иван Корчок
В мире
7 апреля 2024 г., 11:14

На президентских выборах в Словакии может победить пророссийский кандидат. Его тандем с премьером страны еще сильнее отдалит Братиславу от Киева

Кирилл Букетов, специально для «Новой газеты Европа»

Второй тур президентских выборов в Словакии решит судьбу того, сможет ли влияние пророссийского премьера Роберта Фицо укрепиться по всей вертикали власти или президент останется в оппозиции к главе правительства.

Несмотря на предвыборные опросы, которые обещали поражение проевропейскому экс-главе местного МИД Ивану Корчоку, в первом туре он набрал 42,51% голосов. 6 апреля, во втором туре, с ним будет бороться бывший премьер-министр страны и сторонник Роберта Фицо Петер Пеллегрини.

Результат выборов зависит от того, насколько успешно Корчок воспользовался неутихающими в стране антиправительственными протестами и смог убедить хотя бы часть сторонников Фицо перейти на сторону словацких демократических сил, а также Украины и ЕС.

Какие расклады наблюдаются перед вторым туром выборов в Словакии и способны ли эти выборы изменить что-то для Москвы и Киева, разбиралась «Новая газета Европа».

Кандидат протеста

Еще в марте 2024 года мало кто мог поверить в то, что почти 60-летний экс-глава словацкого МИД Иван Корчок опередит в первом туре президентских выборов кандидата от правящей коалиции. Согласно опросам за несколько месяцев до этого, соратник действующего пророссийского премьера страны Роберта Фицо Петер Пеллегрини опережал конкурента почти на 10%. Но в итоге 23 марта результат оказался противоположным: Корчок опередил Пеллегрини с отрывом в 5%.

Успех Корчока в первом туре, однако, не был внезапным.

— Он набирал свою базу постепенно, привлекая различные группы в оппозиции. Помогло ему и то, что он шел на этих выборах самовыдвиженцем, а не от какой-либо партии, — объясняет «Новой-Европа» социолог из Братиславского института политики (Bratislava Policy Institute) Михал Вашечка.

Успеху Корчока в первом туре способствовали и протесты, которые продолжаются в Словакии уже несколько месяцев. Митинги начались в прошлом году, почти сразу победы партии Роберта Фицо на парламентских выборах. Протестующие в основном недовольны авторитарными решениями Фицо, например, давлением премьера на прокуратуру, которая расследует коррупцию во власти, в том числе в отношении близких к Фицо политиков.

Постепенно внутриполитическая повестка протестов обогатилась и вопросами внешней политики. При премьерстве Роберта Фицо Словакия перестала оказывать помощь Украине и заняла активную пророссийскую позицию. Мартовская встреча глав МИД Словакии и России в Братиславе закончилась многотысячными протестами в поддержку Киева. Последняя акция оппозиции 12 марта, на которую вышли пять тысяч человек, началась с сигнала воздушной тревоги — как объяснял организатор Михал Гворецкий: «Люди в Украине слышат это каждый день».

— Несмотря на то что протестующие пока не добились своего, сам факт многотысячных митингов — явный сигнал того, что правительство не справляется, — говорит Вашечка.

На этом фоне фигура экс-главы МИД Ивана Корчока оказалась объединяющей и для либералов, и для консерваторов, не согласных с курсом Фицо, считает политолог, президент Института общественных проблем в Братиславе Григорий Месежников. Таким образом, президентские выборы в Словакии стали для многих поводом для выражения недоверия правительству.

— По сути, выборы превратились в референдум по доверию действующей власти. В первом туре больше 85% голосов разделились между оппозиционным Корчоком и поддерживающим курс Фицо Пеллегрини, — объясняет Месежников.

Из оставшихся 15% большую часть забрал бывший министр юстиции и открытый сторонник российской агрессии в Украине Штефан Гарабин — его поддержали почти 12% пришедших на выборы.

Неизбежный компромисс

Поскольку Словакия, как и большинство других стран ЕС, — парламентская республика, функции президента в ней скорее церемониальные. К сравнительно значимым его полномочиям относятся назначение председателя Конституционного суда, решения о помиловании, а также возможность вернуть на рассмотрение в Национальный совет Словацкой Республики уже одобренный парламентом закон. Но это своеобразное вето президента парламент может обойти большинством в две трети депутатов.

В случае если президент и парламент представляют разные политические силы, а правительственная коалиция не контролирует две трети мандатов, власть президента становится менее формальной. По итогам выборов в октябре прошлого года партия Фицо набрала 23% голосов, что вместе с партнерами по коалиции дает ему чуть более половины мандатов депутатов. Добиться контроля над двумя третями будет не так просто.

На международной арене у словацкого президента, например, в сравнении с финским, который фактически контролирует повестку страны вне ЕС, возможностей тоже немного. Формально лидер Словакии представляет страну за рубежом, но принимать какие-либо внешнеполитические решения без согласования с парламентом не может.

Последние пять лет президентское кресло в Словакии занимала проевропейская экологическая активистка и непримиримый борец с коррупцией Зузана Чапутова. После начала войны она открыто поддержала Украину.

Вместе с польским президентом Анджеем Дудой Чапутова устроила тур по Европе в поддержку вступления Украины в ЕС, а также подписала договор о передаче Украине оружия.

Чапутова пользуется серьезной поддержкой в словацком обществе, но не стала выдвигать свою кандидатуру на этих выборах по личным причинам.

— Она приняла решение преимущественно не политическое. Просто устала от постоянно давления и нападок со стороны правительства Фицо, — объясняет Месежников.

Тем не менее одно из последних решений Чапутовой вызвало много споров. После того как в октябре на парламентских выборах победила партия противника поставок оружия Киеву Роберта Фицо, Чапутова не пропустила предложение Министерства обороны о новом пакете военной помощи Украине, сформированное еще в период прошлого правительства. Тогда представитель президента объяснил, что таким образом Чапутова не хотела создавать прецедент, когда в ожидании нового правительства президент становится лидером страны, фактически единолично принимающим решения.

На вопрос, стоит ли ждать похожих компромиссов от Корчока, политолог и вице-президент аналитического центра Globsec Алена Кудько в разговоре с «Новой-Европа» заметила:

— Я не могу себе представить, что Корчок станет просто подписывать всё подряд, что предлагает правительство. Другой вопрос, что у него будет очень мало реальных полномочий, чтобы что-то поменять.

Поддержки Украины не будет

Один из ключевых вопросов, по которому сегодня происходит поляризация словацкого общества, — отношение к войне в Украине. Почти половина населения считает, что война началась по вине Киева. Оба года конфликта сопровождались в Словакии годовой инфляцией выше 10%, а на помощь Украине в 2022 году у страны ушло 0,21% ВВП — показатель, близкий к американскому уровню. Новое правительство под руководством Фицо говорит, что его цель — остановить войну, а для этого нужно перестать оказывать помощь Украине и начать переговоры с Россией.

В случае победы Пеллегрини Киеву точно не стоит ждать поддержки из Братиславы, считает Кудько. Партия Пеллегрини «Голос» входит в правящую коалицию, а это значит, что он будет поддерживать курс премьера Фицо.

— В ходе кампании со стороны Пеллегрини продвигается нарратив, что Иван Корчок — «президент войны». Он хочет отправить словацких солдат на территорию Украины, чтобы они боролись там с российской агрессией, — рассказывает Месежников, но тут же добавляет, что, во-первых, словацкий президент не обладает такими полномочиями, а во-вторых, сам Корчок никогда не говорил о желании послать словацкую армию в Украину.

Однако даже в случае победы Корчока разворот в сторону Украины в Словакии едва ли возможен, считает Месежников.

Несмотря на прозападные взгляды, Корчок не сможет ни изменить отношение словацкого общества к российско-украинской войне, ни принять каких-либо существенных решений по этому вопросу самостоятельно. У президента просто не хватит на это полномочий.

Реальные действия останутся за Фицо и его кабинетом министров.

— Правительство заточено на ограничение поддержки Украины. Сейчас поставки техники возможны только из собственных арсеналов. Но, честно говоря, этой техники уже нет. Почти всю ее отдали Украине ранее, — замечает Месежников.

Концентрация власти vs статус-кво

Как считают эксперты, опрошенные «Новой-Европа», разрыв в 5% после первого тура выборов не гарантирует Ивану Корчоку победу во втором.

«Мне, конечно, будет необходимо обратиться к десяткам тысяч избирателей правящей коалиции, которые не согласны с тем, куда правительство тянет Словакию», — понимая это, утверждал Корчок после победы 23 марта.

Однако учитывая, что третье место с 12% занял провластный и еще более пророссийский кандидат Штефан Гарабин, большая часть его избирателей во втором туре, скорее всего, поддержит Петера Пеллегрини. По последним опросам, именно кандидат от правящей коалиции выглядит фаворитом. Но разрыв совсем небольшой: социологический центр «Фокус» дает 50,8% Пеллегрини и 49,2% Корчоку.

В то же время надо помнить, что, согласно опросам, перед первым туром фаворитом выглядел экс-премьер страны, а не Корчок. Поэтому, по словам экспертов, предугадать победителя сейчас очень сложно.

Победа Пеллегрини приведет к усилению власти и ее концентрации в одних руках: тогда в Словакии пост и премьера, и президента будут контролировать пророссийские силы. Если же победит Корчок, то стоит ждать сохранения статус-кво.

— Если Корчок выиграет, то, в принципе, будет та же система, что и сейчас: [консервативное правительство] с более проевропейским и более либеральным президентом. Но так как полномочия у президента ограничены, он может вставлять палки в колеса правительству, но оно в состоянии справиться с этим, — говорит Алена Кудько.

Скептично к возможному будущему Словакии с президентом Корчоком относится и Михал Вашечка. По его словам, вряд ли победа Корчока поможет преодолеть поляризацию общества.

— Один президент не может изменить ситуацию, но важно попытаться решить проблему, которая вызвана дезинформацией [о войне в Украине], развеять мифы и ложь вокруг России и отношений Словакии с ней, — говорит Вашечка.

При этом, по мнению социолога, даже в случае победы Корчок вряд ли станет единым лидером словацкой оппозиции.

— Он дипломат, так что он будет пытаться выстраивать диалог с правительством, — считает Вашечка.

С его позицией согласен и Григорий Месежников: если Корчок и победит на выборах, то ему придется оглядываться на действия правительства Фицо.

— Он [уже сейчас] говорит, что готов к диалогу с правительством и даже поддержит его, если нужно будет проводить какие-то непопулярные, но необходимые стране реформы. Но в то же время он будет соблюдать все нормы и наблюдать за тем, конституционно ли действует правительство, — заключает Месежников.