Нехватка учителей в Латвии становится катастрофической
Отсутствие финансирования и малое количество детей – не единственные проблемы, которые угрожают существованию небольших школ. Даже если бы у государства вдруг нашлось несколько миллионов евро на субсидирование, это в лучшем случае лишь продлило бы их агонию, потому что через пару лет, скорее всего, во многих местах просто не останется учителей.
Глядя на акции протеста против закрытия или реорганизации малых школ, отраженные в средствах массовой информации, бросается в глаза, что в большинстве случаев учителя в этих школах уже немолодые. Это означает, что проблема гораздо глубже, чем простое уменьшение числа детей, хотя одного этого было бы достаточно, чтобы бить тревогу, ведь демографические показатели неумолимы – рождаемость в Латвии падает, и, по оценкам, через семь лет в школу пойдет на 35% меньше первоклассников, чем в этом году. Уже одни эти цифры показывают, что наша система образования переживает серьезный кризис и не может обойтись без глубокой реорганизации. И одна из первых спасательных работ – это предоставление новых педагогов, потому что по всей стране уже не хватает около 1000 учителей.
Охота за новыми учителями
При нынешней системе оплаты труда учителей привлечь молодого учителя в небольшую сельскую школу практически невозможно – на такое предложение мог бы согласиться только очень большой идеалист. Обычно молодой учитель, даже если ему пришло в голову поискать работу в небольшой сельской школе, столкнулся бы с двумя серьезными препятствиями. Первое - квартирная проблема (если только новый учитель не вернулся в родной город или село), поскольку во многих местах у муниципалитетов просто нет свободных жилплощадей. Второе препятствие – зарплата. Существующий до сих пор принцип оплаты труда учителей "деньги следуют за учеником" может звучать хорошо, но у него есть один серьезный недостаток - он создает существенные различия в оплате труда. То есть в большой школе, где много учеников, учитель может прилично зарабатывать, и некоторые уже получают 1500 - 2000 евро. А вот в маленькой школе, где детей мало, зарплата учителя, соответственно, ниже и не достигает даже тысячи.
Поэтому, если новый учитель умеет считать или не является неисправимым идеалистом, он предпочитает идти работать в школу с большим количеством учеников.
В Министерстве образования и науки также осознают, что эта проблема становится все серьезнее. "Возрастная структура учителей имеет решающее значение, поэтому необходимо быстро привлекать новых учителей, но для этого требуется конкурентоспособная оплата труда. Есть уезды, где до 25% учителей находятся в возрастной группе старше 55 лет, а около 10% - около пенсионного возраста и старше", - говорит Эдите Канавиня, директор Департамента образования министерства. Причем эта проблема характерна не только для сельских школ, но и для некоторых школ Рижского района.
Чисто по-человечески можно понять учителей предпенсионного возраста маленьких школ, которых не волнуют перемены, которые грозят оставить их без работы или заставляют идти дальше по пути к новой работе - понятно, что они бы предпочли поработать в привычной обстановке еще несколько лет. Некоторые муниципалитеты уже обеспокоены тем, что при реорганизации школ с небольшим количеством учащихся их учителя могут не захотеть переходить в другие школы, и это еще больше увеличит нехватку учителей. Редкие случаи, когда реорганизация позволяет осуществить подбор педагогов – в прошлом году этого удалось добиться Алуксненскому уезду, который провел основательную реорганизацию своего школьного хозяйства, кое-что закрыв, но после этого смог позволить себе даже организовать небольшой конкурс на должность учителя. Однако более распространена ситуация, когда директор школы вынужден брать на работу всех, кто приходит.
Приманка в 2500 евро
Спасти ситуацию Минобразования надеется реорганизацией школ, которая позволит учителям получать зарплату в 2500 евро в ближайшие три года. Для сравнения – в настоящее время средняя зарплата учителя составляет около 1400 евро, но следует учитывать, что это действительно средний показатель, ведь в маленьких школах о такой зарплате можно только мечтать, а в крупных она может достигать 2000 евро. В прошлом учебном году почти 65% сотрудников образовательных учреждений работали неполный рабочий день (в прошлом году это было 30 часов в неделю, в этом году нагрузка увеличилась до 36 часов), поэтому о достойной зарплате можно было только мечтать. Понятно, что это не совсем нормально, поэтому остается только надеяться, что реализация плана реформы действительно обеспечит равные зарплаты как в рижских, так и в сельских школах.
Однако нет уверенности, сможет ли одна только надбавка к зарплате существенно изменить ситуацию и привлечь хотя бы тысячу необходимых молодых специалистов.
Беда в том, что престиж профессии учителя в обществе достаточно низок, и это не мотивирует молодежь выбирать эту профессию. В глазах значительной части общества учитель – это "пасынок жизни", который мало зарабатывает и которого могут позволить себе не воспринимать как полноценного человека ни ученики, ни их родители.
Эту проблему признает и Эдите Канавиня: "Постоянно говоря о том, насколько низко оплачивается труд учителя, мы создаем в обществе впечатление, что учитель "нуждающийся". Это, в свою очередь, не повышает уважительного отношения к учителю в обществе, в результате чего возрастает нетерпимость к учителям в школах. Здесь есть определенная закономерность. Необходимо создать общественное мнение, что учитель не является бессильным и уязвимым". Чтобы изменить такое отношение, идет работа над законами, которые бы регулировали и ответственность учеников, потому что сейчас у учителя просто нет средств бороться с учениками, игнорирующими самые элементарные правила порядка и приличия.
Еще одной сложной задачей является привлечение мужчин в педагогическую профессию, поскольку в настоящее время среди учителей наблюдается подавляющее преобладание женщин. Постепенно появляются и новые учителя-мужчины, но они в основном заинтересованы в работе в новых, современных и крупных школах, где и обстановка более комфортная, и объем работы и, соответственно, оплата выше.
Как воспитать лидеров?
У реформы системы образования есть еще одна цель, которая может частично оправдать закрытие малых школ и перевод учащихся в более крупные. А именно, в маленькой школе, где в классе около четырех учеников, ребенок может чувствовать себя комфортно и учителя смогут уделять ему больше внимания, но в будущем ему грозит шоковая терапия, потому что рано или поздно он окажется в большей группе. Как будет чувствовать себя там студент, привыкший общаться с весьма ограниченным числом людей, можно только догадываться. Понятно, что количество одноклассников, которое можно пересчитать по пальцам одной руки, на самом деле не обеспечивает ребенку достаточного опыта социализации, не говоря уже о навыках работы в большом коллективе.
Новшеством в плане реформы является предоставление вспомогательного персонала, а именно - сделать доступными для каждой школы услуги социального педагога, логопеда, помощника учителя и психолога. Конечно, скорее всего, не будет так красиво, что в каждой сельской школе будет свой логопед или психолог, но эти услуги будут доступны в пределах уезда, и муниципалитет оценит потребность в этих специалистах в каждой школе - скажем, сегодня психолог будет в одной школе, а на следующий день в другой. План реформы также предусматривает финансирование поддержки детей с особыми потребностями.