Визитной карточкой Юрмалы станут кладбище и труба крематория? "Кладбищенские войны" в курортном городе
Юрмальская дума нашла место для строительства нового кладбища, которое в будущем может превратиться в "визитную карточку курортного города". (Фото: Christopher Jones/Alamy/Vida Press)
В Латвии

Визитной карточкой Юрмалы станут кладбище и труба крематория? "Кладбищенские войны" в курортном городе

Rus.jauns.lv

При въезде в Юрмалу по шоссе со стороны Риги перед Лиелупским мостом справа, в Бражциемсе, находится сосновый лес, который городская дума намерена превратить в кладбище. Если это случится, то первое, что увидит человек, приехав на машине в курортный город, будет кладбище и труба крематория. Жители Приедайне выступают против такого сценария, а Юрмальское самоуправление тем временем борется с проблемой кладбищ, так как свободных мест на них скоро не останется.

Проблема кладбищ в Юрмале актуальна уже много лет: в городе просто не хватает могил. К этому вопросу в 2018 году обратился даже Госконтроль, который провел проверку "Являются ли действия самоуправления города Юрмалы, которое обеспечивает управление кладбищами и услуги, связанные с использованием кладбищ, законными и полезными?"

В заключении говорится: "Самоуправление реализует проект развития нового кладбища в Слоке с целью обеспечения доступности могил в городе Юрмала, однако финансирование на реализацию этого проекта выделяется без оценки интенсивности выделения могил и захоронений на этом и остальных кладбищах самоуправления, что создало риск кратковременной нехватки могил для совершения новых захоронений".

"Сложные" кладбища Юрмалы

В Юрмале существуют четыре находящихся в ведении самоуправления кладбища — в Яундубулты, Слоке, Кемери и Яуние (в лесу Слоки). Кроме того, местная власть обслуживает и часть находящегося в Бабитской волости кладбища Бебербеки. На момент проведения проверки ежегодно на юрмальских кладбищах в среднем хоронили 400-450 усопших. Кроме того, в Юрмале есть еще три принадлежащих лютеранской общине кладбища — в Яундубулты, Асари и Лиелупе, но на них количество новых захоронений сравнительно мало.

Директор муниципального предприятия Jūrmalas kapi Гунтарс Ласис в свое время отметил: "Создать новое кладбище в Юрмале очень сложно, и это обусловлено несколькими факторами: близость реки и моря, грунтовые воды, дюны и рельеф города".

Более пяти лет назад новая территория кладбища была запланирована напротив уже существующего Лесного кладбища — в квартале между улицами Эдуарда Вейденбаума, Межмалас и Гулбью, между Валтери и Слокой (вся запланированная территория представляла собой лесной массив).

Новое кладбище в Слоке, которое по мнению юрмальчан можно было бы расширить. (Фото: Юрмальская дума)
Новое кладбище в Слоке, которое по мнению юрмальчан можно было бы расширить. (Фото: Юрмальская дума)

Учитывая возражения местных жителей (они в основном были связаны с тем, что могилы находятся в ландшафтно охраняемой зоне, близко к жилым домам и тому подобное), Юрмальская дума в 2018 году решила приостановить разработку детальной планировки этой новой кладбищенской территории, заявив, что "управляющие захоронениями разработали решение, согласно которому путем проведения дополнительных работ по благоустройству новые кладбища в ближайшие годы будут оборудованы на существующих кладбищах" и "в будущем, для кладбища можно было бы поискать другое место".

Сотни местных жителей выступают против новых кладбищ

И вот этот "другой момент" настал - самоуправление нашло другое возможное местонахождение кладбища: сосновый лес в Приедайне (Бражциемс). Однако более 450 местных жителей подписали письмо, в котором протестуют против обустройства кладбища в этом месте. Одна из жителей Приедайне Антра (имя изменено) рассказала Jauns.lv:

"Мы категорически против планов администрации города Юрмалы обустроить в Приедайнском лесу кладбище. На протяжении многих лет Юрмальская дума игнорирует наши интересы и без обсуждения с заинтересованными местными жителями строит планы разрушить наш лес и обустроить вблизи наших домов кладбище. 445 наших жителей, которые не согласны с этой идеей, готовы защищать нашу природу и право участвовать в принятии решений по вопросам и развитию нашего места жительства".

Жители Юрмалы обеспокоены тем, что когда-то в будущем при въезде в курортный город вместо сосен люди в качестве ее визитной карточки увидят "поворот на кладбище". (Фото: Юрмальская дума)
Жители Юрмалы обеспокоены тем, что когда-то в будущем при въезде в курортный город вместо сосен люди в качестве ее визитной карточки увидят "поворот на кладбище". (Фото: Юрмальская дума)

Основные возражения против нового кладбища следующие:

* слишком близко к жилым домам на улицах Бабите, Айзупе, Бражуциема и Лайпу, из которых несколько многоквартирных домов расположены даже на территории охранной полосы могил, а некоторые находятся в 50 метрах от охранной полосы или в 350 метрах от могил;

* наличие запланированных могил резко снизило бы стоимость недвижимости жителей, возможности ею управлять — продавать, сдавать в аренду, строить; это не способствовало бы благоприятной среде для будущих инвестиций как здесь, так и для застройщиков и инвесторов прилегающих территорий Марупского края;

* традиционные места для прогулок, сбора ягод, грибов и других привычных форм отдыха жителей, в том числе для зимних видов спорта, таких как ежегодные соревнования по спортивному ориентированию, катанию на лыжах, будут ликвидированы, что снизит качество жизни;

* также жители обеспокоены тем, что произойдет с обитающими там животными – косулями, лисами, птицами, насекомыми и растениями: "Приедайненский лес – действительно красивое, спокойное место, куда отправляются отдыхать люди со всей Юрмалы, Салиены и Пиньки, кроме того, в Латвии не принято собирать ягоды, грибы, заниматься спортом и гулять возле могил";

* при благоустройстве кладбищенской территории пришлось бы вырубить красивые древние сосны и разрушить экосистему в объеме 14 и более гектаров, что особенно недопустимо и цинично в то время, когда жители города, Стройтельная управа и другие активно борются за сохранение каждой сосны;

* планируемая величина территории могил и защитной полосы несоразмерна величине территории окружающего леса и близости жилых зон;

* не проводилась оценка мест обитания и воздействия на окружающую среду, в том числе загрязнения: "Как скажется эта застройка на долговременном сохранении леса? Как это повлияет на места гнездования и миграцию птиц, обитающих в лесу и на лугах поймы Лиелупе?";

* была бы создана серьезная опасность передвижения для велосипедистов, в том числе для семей с детьми, отправляющихся в/из Юрмалы по прилегающей улучшенной, обновленной велодорожке;

* ухудшилось бы качество жизни в моральном аспекте, так как на улице Бабитес, в направлении от и к железной дороге, местным жителям приходилось бы регулярно наблюдать/встречать похоронные процессии.

При этом подписавшие этот протест не только выступают против, но и предлагают в качестве решения расширение существующих кладбищ в городе, что было бы "практически и морально понятно". Также предлагается обустроить новое кладбище в Кемери, граничащем с Тукумским краем. Антра рассказывает, что связалась с самоуправлением Тукумского края, в котором ей сказали, что местная власть соседнего края только и ждет, когда будет утверждена идея о новом кладбище в Кемери, так как и в Тукумском крае не хватает новых кладбищ, и такой совместный проект двух самоуправлений был бы ими поддержан.

Обозначенная красным площадь является территорией запланированного кладбища в Приедайне. (Фото: Юрмальская дума)
Обозначенная красным площадь является территорией запланированного кладбища в Приедайне. (Фото: Юрмальская дума)

Не хотят трубу крематория

Но один из главных аспектов возмущения протестующих - строительство крематория на территории кладбища. Пока не решено, кто и насколько большой крематорий здесь построит, но в проекте детальной планировки "Приедайненского кладбища" место для него предусмотрено.

Сооружение крематория было запланировано и в продвигавшемся более пяти лет назад проекте нового Слокского кладбища. Юрмальчане тогда подсчитали, что ежегодно в мир иной уходит до 700 юрмальчан, и строить крематорий для них нерентабельно, допуская, что кремацию могут выбрать родные только каждого третьего усопшего. По словам Антры, рентабельность работы крематория оправдывается только в том случае, если он работает непрерывно. То есть "Юрмальские ворота" превратились бы в центр "похоронного туризма":

"При въезде в Юрмалу со стороны Риги визитной карточкой города были бы могилы и крематорий? Хотим ли мы этого для курортного города Юрмала? Сейчас наша визитная карточка — море, сосны, свежий воздух и покой".

Учитывая тот факт, что все больше семей умерших выбирают кремацию, то не исключено, что над юрмальскими борами может появиться дымовая труба крематория. Пока Юрмальская городская дума и ее депутаты конкретно не комментируют протесты жителей против кладбища в Приедайне. В ответе Юрмальской думы, направленном жителям Приедайне, говорится, что 29 ноября 2022 года Юрмальская дума под руководством тогдашнего заместителя председателя, а ныне мэра Риты Спроге создала рабочую группу по оценке возможностей расширения кладбищенских территорий. В течение года она пришла к заключению, что кладбище может находиться в Приедайне и в октябре прошлого года Юрмальская дума приняла решение о начале разработки детальной планировки земельного участка "Приедайненское кладбище". И только когда будет разработан проект детальной планировки, начнется публичное его обсуждение.

Жители Приедайне в Юрмале протестуют, что в будущем визитной карточкой курортного города перед Лиелупским мостом может стать кладбище с трубой крематория. (Фото: LETA)
Жители Приедайне в Юрмале протестуют, что в будущем визитной карточкой курортного города перед Лиелупским мостом может стать кладбище с трубой крематория. (Фото: LETA)

"Никто не хочет смотреть на могилы"

Между тем в интернете юрмальчане широко обсуждают проект нового кладбища в Приедайне. Вот несколько сообщений:

Гундега Микельсоне: "Призываю не подписываться против создания кладбища в Приедайне. Давайте не будем игнорировать тот факт, что когда-нибудь оно может пригодиться каждому из нас. Давайте не будем подчиняться новым обитателям Бражциемса, которые против могил, но подумаем, почему мы не протестуем из-за затрудненного доступа к Лиелупе вблизи их имущества?"

Рита Ионина: "Каждый имеет право на свое мнение. Однако против могил выступают не только новые жители Бражциемса. И подписываются те, кто не желает ни похоронных церемоний рядом с собой, ни того, чтобы к нам в крематорий начали возить усопших со всей Латвии (сейчас мощности Рижского крематория не хватает, и их везут за пределы Латвии, если я правильно помню, то в Эстонию). Подписываются те, кто хочет спокойно гулять или заниматься спортом в лесу, собирать грибы и въезжать в Приедайне без пробок. Хотелось бы понять, какие плюсы вы видите в могилах в Приедайненском лесу?"

Гинта Голевска: "Против кладбища возражаем потому, что никто из своих окон не хочет смотреть на могилы".

Криста Клинцане: "Думаю, любой здравомыслящий человек поставит свою подпись против создания кладбища. При въезде в Юрмалу и Приедайне кладбище не должно быть тем пейзажем, который хотелось бы видеть первым".