"Глобальное кипячение". Так генсек ООН назвал то, что сейчас происходит с климатом. Такого жаркого года не было за последние 125 тысяч лет
2023 год стал самым жарким за всю историю наблюдений, но если тренд на потепление сохранится, этот год может оказаться одним из самых холодных в памяти ныне живущих людей. Научный журналист и автор телеграм-канала «Лайфлонг муки» Илья Кабанов выяснил, какие климатические рекорды планета уже побила и что будет дальше.
Книга рекордов
Новости о температурных «достижениях» в 2023 году напоминали заезженную пластинку. В конце ноября Всемирная метеорологическая организация (ВМО) сообщила, что сразу несколько месяцев, в том числе июнь, июль, август, сентябрь и октябрь, побили предыдущие рекорды с большим отрывом. Неделю спустя Европейский центр среднесрочных прогнозов погоды отметил, что в этот список нужно включить и ноябрь, когда средняя температура воздуха у поверхности суши составила 14,22 градуса Цельсия, что на 1,75 градуса выше доиндустриального уровня.
В целом средняя температура на планете с января по ноябрь стала самой высокой за всю историю наблюдений — на 1,46 градуса выше показателей 1850–1900 годов. Более того, настолько жаркого года не было последние 125 тысяч лет!
Чтобы оценить масштаб и скорость изменений, необязательно заглядывать настолько далеко в прошлое. До сих пор 2016 год оставался самым жарким с тех пор, как люди начали систематически отслеживать глобальную температуру. Рекорд продержался всего семь лет: средняя температура в 2023 году оказалась на 0,13 градуса выше.
Всё это не просто статистика. Температурные рекорды происходят параллельно с более частыми экстремальными погодными явлениями вроде ураганов, засух, наводнений и лесных пожаров. По данным ВМО, эффект этих явлений в 2023 году ощутили все обитаемые континенты. К примеру, наводнение, вызванное сильными дождями в результате средиземноморского циклона «Даниэль», затронуло Грецию, Болгарию, Турцию, а также Ливию, где погибли не менее 11 тысяч человек, а ущерб превысил 19 млрд долларов.
Многие страны пережили засуху и аномальную жару. В частности, летом температура в Италии достигла 48,2 градуса, а в Марокко — 50,4 градуса. В северной Аргентине и Уругвае количество осадков с января по август оказалось на 20–50% ниже среднего, что привело к потерям урожая.
Площадь лесных пожаров в Канаде в несколько раз превысила средние показатели, а природные пожары на Гавайях стали самыми смертоносными в США более чем за сто лет.
В целом практически все регионы планеты столкнулись с аномальной температурой, которая в октябре, например, была выше средней на большей части территории Северной и Южной Америки, почти во всей Европе (кроме Скандинавии), а также в Африке, Азии, Океании и Арктике.
«Уровни выбросов парниковых газов рекордно высоки. Глобальные температуры рекордно высоки. Повышение уровня моря стало рекордным. Морской лед в Антарктике рекордно низкий. Это оглушительная какофония побитых рекордов», — констатировал глава ВМО Петтери Таалас.
Полтора градуса
Ученые давно предупреждали об опасностях изменения климата, поэтому шокирующие новости о жарком 2023 годе не должны удивлять. Пугает только то, как быстро человечество приблизилось к потеплению на 1,5 градуса по сравнению с доиндустриальным уровнем. Почему этот показатель так важен? Потому что его достижение может привести к необратимым климатическим последствиям, среди которых — разрушение экосистем отдельных регионов.
«Наука не утверждает, что если, например, повышение температуры составит 1,51 градуса Цельсия, то точно произойдет конец света, — отмечает Сергей Пальцев, заместитель директора Объединенной программы Массачусетского технологического института по науке и политике глобальных изменений. — А если температура останется на уровне 1,49 градуса, это не означает, что мы устраним все последствия изменения климата. Но чем ниже целевой показатель повышения температуры, тем ниже риски климатических воздействий».
Парижское соглашение, которое почти все страны мира подписали в 2015 году, призывало участников «приложить усилия» для ограничения роста температуры как раз на уровне в 1,5 градуса. Эксперты ожидали, что человечество достигнет этого показателя к началу 2030-х, но мы движемся с опережением графика. По итогам года, судя по всему, потепление окажется на отметке около 1,4 градуса.
Что же случилось в 2023 году? На самом деле, ничего неожиданного.
Концентрации трех основных парниковых газов — углекислого газа, метана и оксида азота — достигли в 2023 году рекордно высоких уровней.
Это главный фактор глобального потепления. Выбросы парниковых газов в результате человеческой деятельности — в первую очередь сжигания ископаемого топлива в промышленном производстве, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях — приводит к значительному повышению температуры, что вызывает экстремальные погодные явления, таяние льда и повышение уровня моря.
Кроме того, в 2023 году вернулся Эль-Ниньо — климатический феномен в Тихоокеанском регионе, который приводит к росту температуры по всей планете. Это циклический процесс, который сменяется противоположной фазой с более низкими температурами — она называется Ла-Нинья и господствовала на Земле последние несколько лет, до марта 2023 года.
Хотя пока Эль-Ниньо не набрал полную силу, его эффекты уже проявляются. Вероятно, жара станет еще сильнее в 2024 году, поскольку Эль-Ниньо обычно оказывает наибольшее влияние на глобальную температуру не сразу, а спустя какое-то время. На погоду в России Эль-Ниньо влияет не так сильно, но ученые всё же фиксируют его эффекты, к которым относят, например, аномально высокую температуру в азиатских регионах страны и рекордно теплый Байкал в 2015 году.
Помимо Эль-Ниньо и вызванного действиями людей потепления, климатическим рекордам способствовали и другие факторы, например, аномально высокая температура океанов и извержения вулканов. Всё это в итоге привело к экстремальной жаре и человеческим смертям.
Что делать
Если по итогам 2023 или 2024 года года глобальная температура превысит доиндустриальную на полтора градуса, это будет плохой новостью для планеты, но большой трагедии не случится. Парижское соглашение останется актуальным: речь в нем идет о долгосрочных трендах, а не показателях отдельных лет. То есть экстремальная жара в рамках одного года не должна становиться поводом для паники — если, конечно, она не установится на десятилетия.
Факт в том, что, несмотря на усилия, принятые после подписания Парижского соглашения, мир пока не способен выполнить его цель. Окно возможностей стремительно сокращается: правительствам и корпорациям пора переходить от слов к делу, предупреждают эксперты ООН.
Чтобы достичь целей Парижского соглашения, нужно развивать международное сотрудничество и усилить роль негосударственных стейкхолдеров — городов, предприятий и гражданского общества — в борьбе с изменением климата.
Список возможных решений уже готов: его давно подготовили эксперты Международной панели по изменению климата.
Среди рекомендаций — сокращение выбросов энергетического, транспортного и других секторов, развитие солнечных, ветряных и других возобновляемых источников энергии, а также аккумуляторных мощностей, сокращение энергопотребления с помощью искусственного интеллекта и интернета вещей.
Проблема в том, что политики пока не готовы прислушиваться к советам экспертов. Участники международной климатической конференции COP28 после долгих переговоров пришли к компромиссной формулировке итогового заявления, декларирующего «переход от ископаемого топлива в энергетических системах справедливым, упорядоченным и равноправным образом».
На фоне отсутствия других прорывов в области борьбы с изменением климата даже такое беззубое решение стало сенсацией. Никогда раньше участники климатических саммитов не упоминали отказ от ископаемого топлива. Под конец рекордного жаркого года лед, сковывающий политиков, в первую очередь представляющих страны — производительницы нефти и газа, растаял. Можно ожидать, что в будущем формулировки заявлений станут смелее, а прогресс — заметнее.
«Хотя соглашение COP28 не позволит миру удержать потепление на уровне 1,5 градусов, результат стал важной вехой, — считает профессор Йохан Рокстрём из Потсдамского института исследований воздействия на климат.
— Это соглашение покажет финансовым институтам, предприятиям и обществу, что мы наконец — с отставанием на восемь лет от графика — всё-таки оказались в «начале конца» мировой экономики, движимой ископаемым топливом».
Впрочем, путь к будущему без ископаемого топлива будет длинным и извилистым. Во-первых, решение COP28 касается только «энергетических систем» — то есть, по определению, только генерации тепла и электричества. Производители автомобилей с двигателями внутреннего сгорания пока могут расслабиться. Во-вторых, Китай и Индия не согласны с обязательством утроить выработку ветряной и солнечной энергии и не готовы отказываться от важного для их энергосистем угля.
2023 год подарил миру несколько поводов для сдержанного оптимизма в отношении борьбы с изменением климата — например, серьезные инвестиции в возобновляемую энергетику и глобальное соглашение о защите Мирового океана.
При этом лучше всего настроения активистов и экспертов передала редакция климатического издания Grist, назвавшая «фразой года» термин «глобальное кипячение» (global boiling), которую в одной из речей использовал генсек ООН Антониу Гутерриш. Мир кипит — и нам из этой кастрюли не выбраться.