Поздний старт, отсутствие авиации и распыление сил. Главное из материала The Washington Post о причинах провала украинского контрнаступления
В США рекомендовали Украине начать наступление весной 2023 года, чтобы российские войска не успели укрепить линии обороны. Украинские военные хотели дождаться большего количества техники союзников и лучше подготовить армию. Также наступление откладывалось из-за тающего снега и проливных дождей, которые длились большую часть весны. К июню, когда началось контрнаступление, российская армия укрепила линию обороны, заминировав ее.
«Некоторые украинские подразделения быстро добились небольших успехов, отбив села Запорожской области к югу от Великой Новоселки, в 80 милях от Азовского побережья. Но в других местах даже западное вооружение и подготовка не смогли полностью защитить украинские силы от карающей российской огневой мощи», — говорится в материале WP.
Фокус на одном направлении
Союзники Украины рекомендовали сфокусировать силы контрнаступления на одном направлении. Западные чиновники предлагали сконцентрировать все силы на массированном наступлении через контролируемые Россией территории к Азовскому морю. Таким образом, по их мнению, удалось бы перерезать сухопутный путь из Москвы в Крым: самый оптимистичный сценарий союзников предполагал, что это займет от 60 до 90 дней. По словам анонимных американских чиновников, учения также предсказывали тяжелый и кровопролитный бой с потерями до 40% солдат и техники.
ВСУ, в свою очередь, надеялись повторить успех 2022 года, когда им удалось отвоевать Херсон и часть Харьковской области. Также Киев не хотел отводить войска от Бахмута. «С этой целью [главнокомандующий ВСУ Валерий] Залужный оставил под Бахмутом больше сил, чем на юге, включая самые опытные подразделения страны», — отмечают журналисты WP.
Залужный предполагал, что 950-километровая линия фронта станет проблемой для России.
Как пишет WP, он ожидал, что не знакомые с местностью оккупационные силы России также столкнутся с логистическими проблемами и невозможностью поднять моральный дух. Это должно было ослабить российскую армию.
В итоге американские эксперты уступили в этом вопросе. «Они знают местность. Они знают русских. Это не наша война. И нам пришлось как бы смириться с этим», — сказал высокопоставленный американский чиновник.
Выстраивание плотной линии обороны
Директор ЦРУ Уильям Бернс, как пишет WP, отмечал, что российские генералы смогли заполнить множество брешей на фронте благодаря мобилизации. Также они обустроили плотные минные поля, использовали бетонные пирамиды, известные как «зубы дракона», и противотанковые рвы. В это время Запад отказывался передать Украине ракеты ATACMS, которые могли бы поражать цели, расположенные в тылу России.
По словам сооснователя Conflict Intelligence Team Руслана Левиева, российские войска также научились рыть более сухие зигзагообразные траншеи, которые лучше защищали солдат от обстрелов.
Американская разведка считала, что шансы контрнаступления на успех были 50 на 50, учитывая мощную многослойную оборону, которую Россия создала за зиму и весну. В итоге уже весной советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан и другие эксперты заявили, что, вероятно, контрнаступление не достигнет своих целей.
Отсутствие поддержки с воздуха
Еще одна проблема заключалась в том, что президент США Джо Байден только в мае 2023 года согласился на передачу Украине истребителей F-16. Тем не менее, обучение пилотов и поставка самолетов не произошли мгновенно, а продолжаются до сих пор.
В итоге Украина была вынуждена наступать без поддержки авиации. Войска использовали наземную технику союзников, в том числе боевые машины Bradley, танки Challenger, Leopard и Abrams M1.
Выводы по итогам контрнаступления
Украинские и западные эксперты «недооценили способность России восстанавливаться после неудач на поле боя и использовать свои неизменные преимущества: живую силу, мины и готовность жертвовать жизнями в таких масштабах, которые мало кто еще может себе позволить».
Как отмечает издание, «безрезультатные первые месяцы кампании ставят перед западными сторонниками Киева отрезвляющие вопросы о будущем». Некоторые собеседники WP сомневаются в намерении Владимира Зеленского бороться до тех пор, пока Украина не восстановит установленные в 1991 году границы. «На это уйдут годы и много крови, если это вообще возможно. Готова ли Украина к этому?», — сказал один из британских чиновников.
«В совокупности все эти факторы делают победу Украины гораздо менее вероятной, чем годы войны и разрушений», — подводят итог журналисты WP.