Борьба с насилием: недостаточно просто подписать Стамбульскую конвенцию, измениться должно само общество
фото: Shutterstock
Иллюстративное фото
В Латвии

Борьба с насилием: недостаточно просто подписать Стамбульскую конвенцию, измениться должно само общество

LR4

В Латвии ратифицирована Стамбульская конвенция. На это потребовалось 7 лет дискуссий в обществе и 5 часов финальных дебатов в Сейме. Что означает эта ратификация и изменит ли она отношение общества к домашнему насилию? Об этом в программе “Домская площадь” на Латвийском радио 4 рассказала социолог, директор института социальных и политических исследований Айя Зобена.

“Нет такой волшебной палочки, которая могла бы в одночасье изменить общественное сознание. Это долгий процесс. Наверное, должно смениться несколько поколений, прежде, чем эта ситуация изменится”, - говорит Айя Зобена.

“Насилие в отношении женщин, рукоприкладство в семье - все это связано со стереотипами, которые прочно укоренились в нашем сознании. С одной стороны, это мачизм: “Я зарабатываю деньги, значит, я главнее и жена должна мне подчиняться”. С другой стороны, - позиция жертвы: раз бьет - значит любит. Насилие - это психологически очень сложный механизм. Жертвы молчат, терпят, на что-то надеятся. Ведь часто после кулаков бывают розы и подарки. А потом снова кулаки…”

Стамбульская конвенция призвана защитить от домашнего насилия не только женщин, но и детей, стариков, больных людей - всех слабых, всех, кто в этом нуждается, сообщает “Домская площадь”.

Насилие часто имеет очень зыбкие границы. “Это как с матом, который сейчас уже перестал быть языком только ругани и стал элементом обыденной речи: граница между нормативной и ненормативной лексикой размыта".

Измениться должен не только закон, но и общественное сознание.

“Недавно я смотрела один британский сериал, в котором речь шла как раз об эпизоде насилия. Там было очень подробно показано поведение полицейских, медиков в этой ситуации. Значит, зритель, посмотрев подобный сериал, будет представлять, что происходит в таких случаях, и, если подобное произойдет с ним лично, будет знать, как ему реагировать. А у нас даже полицейские пока часто не знают, как им поступать. Благодаря конвенции у нас будет инструмент, как бороться с подобными случаями насилия”.

В Сейме решение о подписании конвенции было принято с минимальным перевесом голосов.

“Мы живем в эпоху популизма, - считает г-жа Зобена. - Есть вещи, на которые люди быстро реагируют - религия, секс, семейные отношения. Все чувствуют себя экспертами в этих областях. И политики это ловко используют в своих целях. Боюсь, что большинство политиков, которые при голосовании были против, вообще не читали эту конвенцию”.