Сколько на самом деле стоит один вызов скорой и с какими ужасами приходится сталкиваться медикам, спасающим жизни людей?
Врачи скорой помощи готовы оказать помощь пациентам в любую минуту, но не все понимают и ценят их работу. (Фото: Эвия Трифанова/LETA)
В Латвии
27 ноября 2023 г., 12:48

Сколько на самом деле стоит один вызов скорой и с какими ужасами приходится сталкиваться медикам, спасающим жизни людей?

Rus.jauns.lv

В последнее время публично прозвучала информация о двух случаях, когда диспетчеры Службы неотложной медицинской помощи (NMPD) предупреждали, что вызов нельзя считать неотложным, поэтому вызов бригады к пациенту в этом случае будет платной услугой. Медики объясняют, почему это произошло.

"Одна маленькая ампула анальгина обошлась в 75 евро, — сетует Татьяна. — За что мой муж платит налоги!" Женщина выражает возмущение по поводу счета от Службы неотложной медицинской помощи.

Маленькая дорогая ампула

60-летней Татьяне, которая с рождения страдает детским церебральным параличом, некоторое время назад сделали операцию на позвоночнике. Однажды она мучилась сильной болью, обезболивающие закончились, поэтому позвонила в NMPD. Татьяна была предупреждена, что в ее случае приезд бригады медиков будет платной услугой, так как ситуация не неотложная — в этом случае помощь можно получить как у семейного врача, так и отправившись в аптеку или к дежурному врачу.

Для Татьяны как инвалида даже операция на позвоночнике и пребывание в больнице были бесплатными, и она не предполагала, что вызов скорой в таком случае является платной услугой без скидки для инвалидов и пенсионеров.

Татьяна считает себя очень больной и приехавшим медикам готова была предъявить толстую папку с результатами обследований и выписками. Однако медики, как и диспетчер, указали, что в этом случае необходимо пойти к семейному врачу и получить необходимое лекарство, и лишь вкололи даме анальгин, поскольку никаких других манипуляций не потребовалось, как и транспортировка в больницу — только необходимость обратиться к врачу для обсуждения терапии. "Одна маленькая ампула анальгина за 75 евро", — возмущается Татьяна. 

Со сломанной рукой в больницу на скорой не везут

Большое недоумение в соцсетях выразила рижанка Кристине, которая при падении сломала руку. Она позвонила в NMPD и получила от диспетчера рекомендацию поехать в больницу своими силами. Диспетчер объяснил, если она настаивает на отправке машины NMPD, это классифицируют как платный вызов и применят установленную законом плату — 84,93 евро. С 16 октября вступил в силу новый утвержденный Кабинетом министров прейскурант на платные услуги NMPD.

Диспетчер после опроса Кристины заявил, что травма не опасна для жизни, и посоветовал ей доехать до травмпункта больницы самостоятельно, например на такси. Кристина рассказывает, что поехала в больницу травматологии и ортопедии на троллейбусе, ей сделали рентген и обнаружили перелом плеча. К счастью, операция не потребовалась. Также Кристине было обидно, что диспетчер NMPD указала, что она уже две минуты занимает линию, и тем самым задерживает работу диспетчеров.

Иногда дешевле и быстрее на такси

Директор NMPD Лиене Ципуле пояснила изданию Kas Jauns Avīze: "Да, перелом без осложнений считается легкой травмой. И в таких случаях со стороны NMPD никаких манипуляций на месте происшествия проводить не требуется, человеку необходимо попасть в травмпункт, чтобы сделать рентген. Для этого не требуется его везти на экстренных служебных авто, это может быть и такси, и троллейбус, и личный автомобиль. Если транспортировкой в таких случаях будет заниматься бригада NMPD — три человека, двое из которых медики, это может угрожать возможности оказания неотложной помощи в тех случаях, где действительно существует угроза жизни".

"Звонки сортируются по срочности ситуации в любой точке мира", — говорит Лиене Ципуле, директор Службы неотложной медицинской помощи. (Фото: Рой Майзитис)
"Звонки сортируются по срочности ситуации в любой точке мира", — говорит Лиене Ципуле, директор Службы неотложной медицинской помощи. (Фото: Рой Майзитис)

Ципуле говорит, что обязанности NMPD — заботиться о том, чтобы всегда были свободные бригады, которые можно отправлять на критические вызовы. Если все будут реагировать на все подряд, кто-то, чья жизнь в опасности и решающими являются минуты, будет ждать помощи долго или даже ее не дождется.

Именно поэтому служба и сортирует вызовы, и платные услуги — это всегда вызовы с низким приоритетом, при которых жизни пациента опасности нет и помощь можно получить, пойдя в аптеку, к семейному врачу или в ближайшее медицинское учреждение.

При этом следует понимать, что при согласии на платную услугу в телефонном разговоре с диспетчером затраты будут гораздо выше, чем при поездке в учреждение здравоохранения самому. Кроме того, бригаду в таком случае придется ждать даже несколько часов, так как сначала служебные медики обслуживают вызовы, при которых каждая минута может стоить жизни.

Спросите диспетчера

"Это не так, что NMPD не ездит на вызовы с травмами руки, ноги или другие. Это зависит от конкретной ситуации. Перелом руки также может быть тяжелым, и потребуется прибытие бригады NMPD. Призываем понять, что NMPD не говорил, что с переломами руки или другими легкими травмами на экстренный телефон 113 нельзя звонить. Можно звонить всегда, если кажется, что ситуация неотложная и нужна экстренная помощь службы. Звонок на 113 бесплатный, и только за звонок счета автоматически не выписываются", — пояснила Ципуле.

Другое дело, что не в каждой ситуации будет направлена бригада. Это после тщательного опроса в каждой ситуации решают диспетчеры NMPD, которые все являются медиками — помощниками врача. "Если ситуация неотложная или даже есть малейшие подозрения в этом — бригада едет, если такой ситуации нет, то бригада не отправляется, и советуется, как действовать и где получить помощь, — говорит Ципуле. — Такая сортировка вызовов по неотложности ситуации происходит везде в мире".

Скорая зарабатывает на вызовах?

Почти 85 евро кажется большой суммой. Во сколько на самом деле обходится вызов NMPD вместе с транспортировкой?

Учитывая количество квалифицированных медиков, современную и дорогую аппаратуру для спасения жизни, которой оснащен каждый автомобиль NMPD, 84,93 евро не покрывает даже половины себестоимости вызова.

"Сейчас из примерно 900 вызовов в сутки только в десяти случаях это платная услуга. Почему так мало? Ведь, заботясь об оперативной ситуации, служба в платных услугах отказывает. Диспетчеры пытаются отговорить от них, даже если звонивший очень настаивает. Объясняем, советуем, где помощь самому получить по-другому. Когда под угрозой здоровье и жизнь, вызов NMPD всегда был и тоже будет бесплатным, поэтому беспокоиться не стоит. Не стоит бояться звонить на 113, если кажется, что надо", — подчеркивает Ципуле.

С простым переломом скорая отвезет вас в больницу только за плату, это предусмотрено правилами  Кабинета министров. (Фото: Shutterstock)
С простым переломом скорая отвезет вас в больницу только за плату, это предусмотрено правилами Кабинета министров. (Фото: Shutterstock)

Секунды спасают жизни

"Диспетчеры NMPD получают 1500 звонков в сутки. Примерно в 900 случаях отправляем бригады, и в 400-500 случаях удается разрешить ситуацию дома, и примерно столько же доставляем в больницы. Около 600 звонящим бригаду не отправляем, а консультируем, что делать, где помощь получить в других местах", — рассказала Ципуле.

Замечание диспетчера о слишком длительном занятии линии может показаться неприятным, но оно обосновано. "Две минуты в неотложной ситуации очень много. Чтобы увеличить возможность спасения людей, мы не можем позволить себе 6-10 минут дискутировать со звонившими. Диспетчер не принимает решение из-за своего настроения, решение принимается после оценки ситуации и возможности. Наши 195 бригад непрерывно выезжают на вызовы. Не исключено, что женщине, сломавшей руку, показалось неприемлемым упоминание диспетчером тех двух минут, однако есть и другие входящие звонки, на которые приходится отвечать без задержки. Я восхищаюсь медиками диспетчерского центра NMPD, которые работают быстро и точно", — рассказала Ципуле.

В бессознательном состоянии лежат... мешки с мусором

Ципуле также призывает не быть равнодушными и одновременно быть внимательными, иначе случаются курьезы, которые на самом деле не смешны, потому что только растрачивают время медиков и деньги нашей страны.

Например, хорошие люди склонны вызывать NMPD, увидев лежащего на улице человека, но сами не подходят и не интересуются, что произошло. Бригада приезжает с проблесковыми маячками, но выясняется, что это не пациент в бессознательном состоянии, а мусорные мешки. 

Было бы гораздо меньше проблем, если бы у всех дома была аптечка, где обязательно должны быть термометр, противоаллергические и обезболивающие препараты, пластыри и марлевые связки.

Те, кому врач выписал лекарства для постоянного применения, должны приобрести их вовремя, если запасы подходят к концу. Также медикаменты следует принимать, как указал врач, а не прекращать по собственному усмотрению.

Где искать помощь?

NMPD призывает всегда вовремя решать возникшие проблемы со здоровьем, чтобы предотвратить более серьезные последствия. При более простых заболеваниях и небольших травмах или при обострении существующей болезни нужно прежде всего всегда связываться со своим семейным врачом.

В ночные часы и выходные, когда время работы семейного врача закончилось, помощь можно получить, позвонив по консультативному телефону семейных врачей 66016001 или обратившись к дежурному врачу, в пункт срочной медицинской помощи. Адреса и время работы можно найти на домашней странице Национальной службы здоровья в разделе "Где получить медицинскую помощь" или позвонив по информационному телефону 80001234.

Хотелось бы, чтобы общество увидело, как на самом деле работает диспетчерская служба NMPD, но в этот зал пускают только определенный круг — центр оперативного управления службой является охраняемым с точки зрения государственной безопасности объектом, который чужие глаза не должны видеть. Работа очень интенсивная, и информация о пациентах очень конфиденциальная.

На одного диспетчера 178 звонков в сутки

Восемь утра. У диспетчера сейчас закончится тяжелое дежурство. Бригады застряли на утренних работах — надо сдать смену, пересчитать лекарства, проверить связь. В эти часы всегда царит особая напряженность, так как количество бригад, доступных для вызовов, ограничено. За прошедшие сутки диспетчер приняла 178 звонков.

Среди них не дышащий младенец (после этого диспетчеру потребовалась пауза, а дежурство надо продолжать), ДТП, где двое погибших и тяжелая политравма - подросток, который хотел похвастаться друзьям, что способен переступить из окна на балкон по внешней стороне здания на седьмом этаже, упал... Около 50 звонков о том, как принимать противолихорадочные препараты, несколько пьяных, которые звонили ради развлечения, ночью на бригаду напали наркоманы. Было напряженно.

Сохранять спокойствие и добрый тон

Звонок. Диспетчер быстро берет трубку. Там дама просит бригаду, потому что у нее болит спина. Месяц назад мне сделали операцию, закончились обезболивающие. Диспетчер пропускает ругательства и ненормативную лексику, которые слышит. Сохраняя добрый голос (смена вот-вот закончится, держись, говорит она себе), она предлагает пациенту обратиться к семейному врачу, скоро откроется аптека, близкому человеку нужно пойти за лекарством.

Дама выкрикивает нецензурные слова. Диспетчер считает до 10. Еще раз поясняет, что ситуация не такая, чтобы отправлять бригаду к даме, но агрессия удручает. Диспетчер сообщает о возможности получения платной услуги. Дама согласна, пришлите сюда медиков! Бригада идет...

Это повторяющаяся ситуация. Часто. Алкогольное опьянение, похмелье, легкие травмы, пропуск ежедневных лекарств – вот поводы обратиться к гуманности врачей Службы неотложной медицинской помощи.

Я хочу сменить лекарство

Своей точкой зрения делится ассистент врача Андис Фелдманис. "Через пять минут смена в бригаде заканчивается. Отработано 24 часа. Тяжелые часы. И приходит вызов о потерявшем сознание. Других свободных бригад на данный момент нет. Мы едем, работаем. На тот момент для пациента все закончилось благополучно.

Второй случай. Сидим с больным хронической гипертонией (повышенным давлением). Он все время принимал лекарства, но на этот раз подумал, что ему нужно что-то еще. Вызвал скорую помощь, чтобы ему что-то уколоть, потому что он устал принимать эти таблетки. Пока мы находимся у пациента, раздается звонок диспетчеров. Вопрос: предполагается ли этот вызов на длительный срок, поскольку рядом произошло серьезное ДТП с пострадавшими, а свободной бригады поблизости нет. Эти вызовы были лет 7-8 назад, но по сути ничего не изменилось. Я думаю, что мои коллеги могли бы написать целую книгу о таких звонках".

После пяти литров пива беспокоится за печень

NMPD разглашать все, как было на самом деле, запрещает закон о правах пациентов, который зачастую не позволяет себя защищать. Однако NMPD опубликовал примеры нескольких вызовов, когда применяется платная услуга.

  • Человек перестал принимать таблетки. Нового рецепта нет, к семейному врачу не обращался, хочет, чтобы рецепт выдала NMPD.
  • Жалуется на боли в ноге полгода, пусть наконец отвезут в больницу и вылечат.
  • Вчера наступил на гвоздь, сегодня болит, так что отвезите в травмпункт, потому что такси дорогое.
  • Сильная рвота, был в гостях, сейчас не понимает, отчего рвота.
  • Начались роды, на месте вызова муж с женой в состоянии алкогольного опьянения, обоим показалось, что жена беременна.
  • Болит месяц с момента выписки из больницы, утром рабочего дня к семейному врачу сходить некогда, свои медикаменты закончились, просит выписать лекарства.
  • Просьба дать снотворное, потому что неделю употреблял алкоголь и не мог спать, в остальном все хорошо.
  • Сегодня выпил пять литров пива, доктор сказал, что если увеличится печень, то надо идти к врачу. Вызвал, потому что, кажется, сегодня она увеличилась, чтобы NMPD посмотрела, что с этой печенью на самом деле.
  • Упала, ранка 1 см, но дома нет ни одного пластыря или кусочка бинта.
  • Второй день температура 37.2 градуса, было ощущение дискомфорта, но нет времени ходить к врачам.
  • Вызвали, так как испугались, что умер любимый кот.
  • Поспорили о проблемах с потенцией, муж обозвал  нецензурными словами, после чего помочился на кровать. Жена такого поведения не потерпела, поэтому позвонила в NMPD.