В Брюсселе прошла встреча министров обороны стран НАТО. Что нужно знать об этом событии и как оно изменит архитектуру безопасности в Европе
фото: AP/Scanpix
В Брюсселе прошла встреча министров обороны стран НАТО.
В мире

В Брюсселе прошла встреча министров обороны стран НАТО. Что нужно знать об этом событии и как оно изменит архитектуру безопасности в Европе

Денис Левен, политолог, специально для «Новой газеты Европа»

11–12 октября в штаб-квартире НАТО в Брюсселе состоялась встреча министров обороны стран — членов Альянса. На этом достаточно рутинном мероприятии по следам саммита в Вильнюсе произошло неожиданное событие: среди участников оказался президент Украины Владимир Зеленский, ставший единственным лидером государства на этой встрече. Рассказываем, зачем президент Украины приехал в Брюссель, будет ли НАТО стягивать военные силы к восточным границам и что планирует предпринять в ответ на обострившиеся конфликты в мире.

Встреча министров обороны — зачем?

С момента основания организации страны НАТО раз в год встречаются на высшем уровне — на саммитах, где обсуждают стратегические цели и принимают ключевые решения. Последний такой саммит прошел в июле 2023 года в Вильнюсе. Следующий состоится в Вашингтоне в июле 2024 года.

Между саммитами происходят регулярные встречи министров обороны стран — членов НАТО. Задача этих мероприятий — синхронизировать на уровне военных ведомств и согласовать более практические шаги по реализации принятых на саммитах решений. Встреча именно в таком формате и состоялась 11–12 октября в Брюсселе.

На саммите в Вильнюсе несколькими месяцами ранее лидеры стран — членов НАТО подтвердили свое намерение противостоять российской агрессии в Украине и обсудили, как укреплять обороноспособность Альянса, включая рост численности войск на восточном фланге и обновление региональных планов обороны.

Помимо этого на саммите было объявлено о трехчастном пакете поддержки Украины. Первая часть включала создание Совета Украина — НАТО, который стал новой платформой для сотрудничества и политического диалога между союзниками. Вторая касалась многолетней программы помощи украинским вооруженным силам для достижения полной совместимости со стандартами НАТО. В третьей страны — участники Альянса подтверждали готовность принять Украину в НАТО после выполнения ряда условий, в том числе завершения войны.

Поэтому повестка встречи министров обороны в Брюсселе во многом была унаследована от итогов Вильнюсского саммита. Главы военных ведомств обсуждали новые поставки вооружений в Украину, наращивание присутствия в странах Восточной Европы, вступление Швеции в Альянс и реакцию НАТО на последние события в Косово и в Ираке.

Неожиданный визит Зеленского, Украина получает новую помощь

Появление на встрече президента Украины Владимира Зеленского стало главным сюрпризом двухдневных заседаний. Украинский президент — единственный лидер государства, который принял участие в мероприятии лично. Остальные страны, как того и требует формат, ограничились участием министров обороны.

По словам самого Зеленского, целью его визита была мобилизация поддержки Украины, чтобы «пережить следующую зиму». Для этого он принял участие во встрече Контактной группы по обороне Украины, также известной как встреча в формате «Рамштайн».

По итогам двух дней обсуждений в Брюсселе было объявлено о дополнительном пакете помощи Украине общей стоимостью в 200 млн долларов, куда войдут средства противовоздушной обороны. Ранее на встречах в таком формате, в частности, было принято решение о поставках в Украину танков «Леопард» и РСЗО HIMARS.

Кроме того, задачей встречи министров обороны было в том числе продемонстрировать, что сближение Киева с НАТО продолжается. Для этого, например, было объявлено о создании в 2024 году совместного Центра анализа, военной подготовки и обучения, в задачи которого будет входить изучение украинского опыта в войне с Россией для обновления программ военной подготовки и Украины, и стран — членов НАТО.

Больше военных мощностей для Восточной Европы

Еще в ходе летнего саммита генсек организации Йенс Столтенберг объявил, что силы передового присутствия НАТО в Восточной Европе будут увеличены до 300 тысяч военных. Это планируется сделать, в частности, за счет большего количества боевых групп: раньше их было всего четыре (Эстония, Латвия, Литва, Польша), после вильнюсского саммита добавились еще четыре (Румыния, Словакия, Венгрия и Болгария), и поиск дополнительных подразделений продолжается.

Но, как сообщил корреспонденту «Новой-Европа» представитель НАТО, дело движется пока что медленно. «Есть ли у нас сейчас всё, что мы хотим? Определенно нет», — сказал представитель альянса. Этот вопрос обсуждался в том числе на закрытой конференции, состоявшейся на прошлой неделе.

Чтобы ситуация менялась быстрее, необходимо увеличить расходы на оборону. При этом за последний год, по данным организации, общие расходы стран — членов Альянса на оборону выросли на 8,3%, то есть на более чем 80 млрд долларов, а количество участников, которые «перешагнули» норматив НАТО по военным расходам в 2% от ВВП, достигло 11 из 30.

Увеличения военных расходов и отправки новых войск под командование НАТО требуют и обновленные региональные планы обороны НАТО на восточном направлении. В начале следующего года, отметил представитель НАТО, аналитики из структур организации должны представить минимальные требования к военным мощностям Альянса в соответствии с новыми планами обороны.

Помимо этого НАТО в Европе перестанет быть только центром по координации и отправке экспедиционных сил в другие регионы мира. Теперь, отмечает представитель НАТО, SHAPE — верховное командование объединенных вооруженных сил НАТО в Европе — превратится в полноценный «штаб боевых действий», поскольку вооруженные конфликты вплотную приблизились к Европе.

Наконец, каждая из трех ядерных держав НАТО (США, Великобритания, Франция), как отмечал представитель Альянса, активно модернизирует инфраструктуру для ядерного оружия — авиабазы, самолеты, подводные лодки.

Разморозка конфликтов в мире — реакция НАТО

Пока что роль НАТО в отношении размораживающихся конфликтов по всему миру ограничивается лишь символическими жестами и устными заявлениями.

Представители Альянса признают, что за последние полтора года ситуация обострилась не только в Украине, но и в других регионах: в Ираке, Судане, Эфиопии, в странах Сахеля, в Нагорном Карабахе и, наконец, в Израиле. При этом ООН и Совет Безопасности, разделенный между Россией и Китаем с одной стороны и западными странами — с другой, не в состоянии эти конфликты урегулировать.

Но несмотря на то что, как кажется, архитектура всей мировой безопасности стремительно меняется, НАТО по-прежнему будет сосредоточено на войне в Украине. «На данный момент нам совершенно ясно, что самой большой, очевидной и опасной угрозой является Россия», — отмечал представитель НАТО в Брюсселе. В отношении же других региональных конфликтов НАТО будет исходить из того, может ли Альянс «принести там пользу» или же их лучше пытаться урегулировать с помощью Евросоюза или других форм сотрудничества.

Но вполне вероятно, что такая позиция Альянса сейчас связана с ограниченностью не целей, а ресурсов, которые в основном и расходуются на поддержку Киева.

К следующему саммиту, который пройдет летом 2024 года в Вашингтоне, перед лидерами стран — членов НАТО возникнет вопрос, готов ли блок участвовать в выстраивании новой структуры безопасности в мире в ближайшие годы или ограничится ролью хоть и самого крупного, но всё же регионального объединения для защиты своих интересов в Европе.