"Новая-Европа" поговорила с теми, кто уже столкнулся с арестом автомобилей с российскими номерами, и теми, кого эта проблема скоро затронет
фото: AP/Scanpix
В мире

"Новая-Европа" поговорила с теми, кто уже столкнулся с арестом автомобилей с российскими номерами, и теми, кого эта проблема скоро затронет

Александр Лукьянов, специально для «Новой газеты Европа»

На прошлой неделе появились разъяснения Еврокомиссии санкционного законодательства, согласно которым гражданам РФ запрещено ввозить в ЕС зарегистрированные в России автомобили. Кроме того, под запрет попали 150 видов товаров, включая мобильные телефоны, ноутбуки, косметику, одежду, обувь и так далее.

Эта новость вызвала бурное обсуждение как в социальных сетях, так и среди политиков. Российские власти ожидаемо пообещали подумать о зеркальных ограничениях в отношении граждан ЕС, чтобы повлиять на «взбесившихся евробюрократов», а страны Балтии и вовсе объявили, что перестают пропускать машины с российскими номерами. При этом Финляндия обещала не следовать рекомендациям ЕК.

Российские оппозиционные политики обратились к европейским властям с призывом пересмотреть введенные ограничения. С таким же призывом обратился депутат Европарламента от Германии Сергей Лагодинский. Он заявил, что подобными мерами Еврокомиссия дискредитирует инструмент санкций и эмбарго. По его мнению, под запрет должны попадать только товары, которые могут принести значительные доходы России для продолжения войны, а не личные вещи, купленные до выезда из страны.

На фоне продолжающихся обсуждений представитель Еврокомиссии Даниэл Шеридан Ферри сказал в ответ на запрос «Новой-Европа», что страны Евросоюза могут не конфисковывать одежду россиян, въезжающих на территорию ЕС, даже если она подлежит запрету на импорт. «Одежда, которую человек носит при пересечении границы, вряд ли будет направлена или использована для обхода санкций — в отличие, например, от автомобилей или других ценных товаров», — заявил он.

Вечером 12 сентября ЕК смягчила запрет на ввоз россиянами личных вещей. В новом разъяснении чиновники рекомендует таможенным службам стран ЕС оценивать каждый случай отдельно, а также сконцентрировать внимание на ввозимых автомобилях. В документе подчеркивается, что машины могут быть использованы для обхода санкций.

Для других категорий товаров, «вызывающих несущественную озабоченность с точки зрения обхода санкций», — таких как предметы личной гигиены или одежда, — рекомендуется применять запрет «пропорциональным и разумным образом». Важно отметить, что в новых объяснениях Еврокомиссии не утверждается о запрете на ввоз смартфонов, ноутбуков и фотоаппаратов.

Германия 

О первых случаях ареста авто с российскими номерами в Евросоюзе стало известно еще в конце мая. В СМИ пишут, что россияне столкнулись с конфискацией автомобилей, однако, как пояснил «Новой-Европа» юрист и правозащитник Алексей Димитров, речь в этом случае идет о процедуре ареста имущества: «Конфискация — с юридической точки зрения значит, что право собственности уже отобрано».

В июне, когда таких случаев в Германии (арестов в других странах тогда не было) было несколько, таможенные власти ФРГ пояснили, что выполняют введенный еще осенью прошлого года запрет на ввоз легковых автомобилей из России в страны ЕС.

Таможенная служба ссылается на регламент Совета (ЕС) № 833/2014 от 31 июля 2014 года, который опубликован на сайте немецкой таможни, и на поправки от 7 октября 2022 года — так называемый восьмой пакет санкций, в котором действительно есть запрет на ввоз в ЕС из России товаров, приносящие России «значительный доход». При этом понятие «ввоз», согласно трактовке немецких властей, охватывает практически любое перемещение товаров, включая обычные поездки на автомобилях.

Одним из первых, кто оказался в такой ситуации был Евгений (имя изменено) из Гамбурга. «По сути, я первый человек, который столкнулся с такой ситуацией. Я следил за чатами, у кого из россиян тоже арестовали автомобиль, и долгое время было затишье. Только в конце июня начали появляться похожие истории», — рассказал мужчина в разговоре с «Новой газетой Европа».

На тот момент автомобили с российскими номерами арестовывали только на севере Германии, так как там находится крупнейший морской порт в стране. «Тогда я понял: лучше соотечественников предупреждать о том, что путь через северную Германию чреват возможностью ареста автомобиля. И я начал пытаться распространять эту информацию, общаться со СМИ, чтобы предупредить людей об этой ситуации», — вспоминает Евгений.

Посольство России в Германии посоветовало воздержаться от от ввоза на территорию ФРГ транспортных средств с российскими регистрационными номерами «до прояснения ситуации». «Аргументы, что в данном случае речь идет не о товарах, предназначенных для продажи, а о частной собственности, используемой в личных целях и временно ввозимой на территорию ФРГ на законных основаниях, во внимание не принимаются. Более того, росграждан предупреждают о возможности уголовного преследования в связи с нарушением законодательства ФРГ», — говорилось в заявлении посольства.

Сам Евгений, столкнувшись с арестом автомобиля, в российское посольство не обращался: по его словам, «это довольно бессмысленно», так как помочь там ничем не могут.

Адвоката Евгений искал около недели, потому что «никто за это дело браться не хотел» либо просил слишком большой гонорар — до 6 тысяч евро.

Адвокат подал жалобу на решение таможни и через месяц получил ответ, что прокуратура постановила вернуть машину. Вскоре выяснилось, что, помимо адвоката, арест автомобиля также просила отменить сама таможня, придя к выводу: он был неправомерным. Таможня провела разбирательство и признала, что такие случаи под санкции не подпадают. «В итоге машины у меня не было больше месяца. Пару недель назад мне пришло письмо, что я имею право потребовать от немецкой таможни компенсацию за услуги адвоката и за аренду другого авто в этот период», — говорит Евгений.

Как рассказывает Евгений, арестом автомобилей занимается таможенная полиция. При этом, отмечает мужчина, он столкнулся с тем, что таможенники удивились такой трактовке санкций. Когда Евгений пришел ставить машину на учет, сотрудники ведомства не понимали, за что у него арестовали автомобиль.

По его словам, после нескольких случаев ареста машин в первой половине лета сообщения о похожих ситуациях в группах и чатах практически пропали. «Последний случай был, по-моему, 12 июля, затем пост женщины 29 августа, у которой конфисковали фургон (речь идет о россиянке Ириной Беляевой, которая рассказала «Комсомольской правде», что ее автомобиль конфисковали по дороге к порту Травемюнде на севере Германии, оставив ее одну с несколькими собаками на шоссе. — Прим. ред.). То есть, по сути, почти два месяца о никаких арестах не сообщалось. Хотя, возможно, они были, но я не в курсе», — сказал мужчина.

Уголовная ответственность 

Адвокат, которая ведет несколько дел об аресте машин с российскими номерами, рассказала «Новой-Европа», что таких кейсов много, — в основном в Гамбурге, — но их точное число ей не известно. По ее словам, в августе было затишье, а потом опять начали арестовывать автомобили россиян.

По нескольким делам суд встал на сторону владельцев автомобилей, однако прокуратура обжаловала это решение. В тексте апелляции прокурор ссылается на ответы министерства экономики и контроля за вывозом (BAFA) и Еврокомиссии, отмечает адвокат. «В ответе сотрудницы Еврокомиссии написано, что она подтверждает аресты российских автомобилей, но указывает, что это только ее точка зрения, а окончательное решение толкования норм нового пакета санкций остается за европейским судом. Поэтому суд второй инстанции в Любеке должен принять решение и написать, чем он лично будет руководствоваться при принятии решения: нормами законодательного акта, то есть непосредственно статьями европейского постановления, или же ответами отдельных юристов из министерства экономики Германии или Еврокомиссии, представляющих собой личное мнение и личную трактовку правовых норм», — рассказала она.

При этом, как отмечает адвокат, на всех, у кого арестовали автомобиль, заводятся уголовные дела в связи с нарушением европейских санкций.

Об уголовном деле, возбужденном после ареста автомобиля, «Новой-Европа» рассказала на условиях анонимности россиянка,у которой есть ВНЖ Латвии.

В июне ее остановил полицейский патруль, когда она выезжала из порта Травемюнде. «Полицейские попросили документы, спросили, какого числа машина заехала на территорию ЕС. После этого нас попросили отдать ключи, так как мы, по их словам, нарушили закон. Дело передали таможне, машину арестовали», — вспоминает собеседница «Новой-Европа».

По словам девушки, работники таможни не смогли назвать причину ареста: «Только постфактум в документе было написано, что машину арестовали из-за нарушения «санкционного законодательства»».

Проблемы, как указывает девушка, возникли из-за трактовки европейского законодательства. «Мои адвокаты удивлены и говорят о том, что есть некая лазейка в законе, которая связана с трудностями перевода. Есть «импорт» — английское слово, но в немецком законодательстве это слово переводится как «ввоз». То есть, ввозя свою машину, я нарушаю «санкционный закон». Однако я пересекла границу Латвии за месяц до этого, латвийские пограничники меня пустили без проблем. Я планировала находиться не более трех месяцев (это разрешенный срок пребывания автомобиля с российскими номерами в ЕС. — Прим. ред.) на своем авто на территории ЕС», — делится собеседница «Новой-Европа».

Судебный процесс продолжался три месяца, и только на прошлой неделе суд подтвердил правомерность ареста машины. «Судья утверждает, что я нарушила закон умышленно, а это уголовная ответственность. Я вынуждена тратить немалые деньги на адвоката. Даже если мне каким-то чудом вернут автомобиль, то сейчас будут огромные сложности с его вывозом, так как после новых рекомендаций Еврокомиссии страны Балтии ввели запрет на въезд и дают какое-то короткое время на выезд. Я каждый день читаю новости, письма из суда, общаюсь с адвокатом, и моя тревожность растет, потому что меня пытаются убедить в том, что я преступница, а это для меня очень неприятные переживания», — жалуется девушка.

Но не все встречи с немецкими полицейскими заканчивались арестом российских автомобилей этим летом: в чатах и группах релокантов пишут, что либо без проблем ездили по Германии и другим странам ЕС на российских номерах, либо же водителей сразу отпускали после небольшой проверки полицейскими.

Так, Марии Соленовой, которую также остановили в Германии из-за российских номеров, причем дважды, удалось убедить полицейских отпустить ее. «Таких случаев было два. И оба раза на трассах по пути из Варшавы в Берлин. Последний раз я ехала с детьми, они спали на заднем сиденьи. Сначала таможенные полицейские попросили документы, потом спросили, везу ли я с собой сигареты или алкоголь. Ничего такого в моей машине не было, но они всё равно провели обыск. Думаю, меня спасло то, что я выбрала тактику говорить больше, чем они. Они не объяснили причину остановки. На мой взгляд, меня отпустили из-за того, что машина была забита детьми. И из-за моей гуманитарной визы», — рассказала Соленова «Новой-Европа».

«Вас не ждут, пока Украина не добьется победы»

После того как появились новые разъяснения Еврокомиссии, что въезд в страны Евросоюза на зарегистрированных в РФ машинах будет расцениваться как запрещенный импорт, граничащие с Россией страны начали обсуждать запрет на въезд и конфискацию уже находящихся в ЕС российских автомобилей.

12 сентября Глава МВД Литвы Агне Билотайте заявила, что въезжающие в страну российские автомобили будут конфисковывать на таможне. Заместитель министра иностранных дел Литвы Йовита Нелюпшене уточнила, что Литва не будет пропускать автомобили с российскими номерами на границе. «На данный момент граждане России могут пересекать границу только при наличии у них на это права — либо на автобусе, либо пешком», — сказала она.

Исключение, по словам Нелюпшене, будет сделано только для автомобилей, едущих транзитом в Калининград. При этом у человека с собой должны быть документы, подтверждающие, что он находится в стране транзитом.

Кроме того, литовская таможня пригрозила, что в скором времени власти начнут изымать автомобили с российскими номерами, которые находятся в Литве. «Думаю, что каждый россиянин, владеющий автомобилем, зарегистрированным в России, должен беречься и уехать с этим транспортным средством в третьи страны, то есть в Российскую Федерацию, Республику Беларусь или другие страны», — сказал глава таможенной службы Литвы Дарюс Жвиронас.

Латвия и Эстония впоследствии также запретили въезд автомобилям с российскими номерами. Как сообщили в таможенном управлении при Службе госдоходов Латвии, такие машины будут разворачивать обратно в Россию или Беларусь. Конфисковывать автомобили пообещали только в случае невыполнения требований пограничников.

При этом власти Латвии не будут при переходе границы конфисковывать у россиян личные вещи, включая смартфоны, которые значатся в рекомендациях Европейской комиссии, заявили Русской службе «Би-би-си» в пресс-службе латвийской налоговой службы. Там также уточнили, что уже

находящиеся на территории ЕС автомобили с российскими номерами власти конфисковывать не планируют: проблемы могут возникнуть только при пересечении границы.

Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна напомнил, что граждан РФ в этой стране «не ждут, пока Украина не добьется победы». Водители автомобилей с российскими номерными знаками должны будут либо оставить машину в России, либо покинуть границу вместе с ней.

В Эстонии запрет распространяется пока только на легковые автомобили вместимостью до девяти человек — автобусы и мотоциклы могут свободно пересекать границу страны. В таможенной службе уточнили, что ограничения коснутся и граждан ЕС, владеющих российскими автомобилями, и украинских беженцев, которые пересекают границу на автомобилях с российскими номерами.

При этом автомобили с российскими номерами пока могут покинуть Эстонию через внутренние границы ЕС — в таможенной службе пообещали не препятствовать этому процессу.

Прямого запрета на использование автомобилей с российскими номерами в Эстонии пока нет. «Пока не будет принято иное решение, можно временно продолжать пользоваться автомобилем в пределах действующих в Эстонии правил», — уточняют в таможенной службе.

По последним данным, Литва не пропустила уже более 40 машин с российскими номерами (стоит учитывать, что эта страна Балтии граничит с Россией только в Калининградской области). На границе с Латвией и Эстонией развернули пока по одному автомобилю.

«Закончилась эпоха поездок из России на автомобиле»

О том, что делать с своими автомобилями, задумались многие россияне, переехавшие в Евросоюз. По правилам, автомобиль на российских номерах может находиться в ЕС не более 90 дней, а затем должен быть либо вывезен, либо поставлен на учет в одной из стран Евросоюза. Несколько владельцев российских автомобилей, которых спросила «Новая-Европа», говорят, что никто особо не следил за выполнением этого правила, поэтому многие годами оставляли свои машины на российских номерах, чтобы «не проходить все круги ада», снимая автомобиль с учета в России, уплачивая пошлины и ставя на учет в ЕС.

«Я два года живу и работаю в Риге, машину с российскими номерами не менял, так как она новая и не хотелось платить подоходный налог в России. Провел все выходные в стрессе, но решил, что в следующую субботу буду вывозить автомобиль, чтобы продавать», — рассказал «Новой-Европе» житель Латвии по имени Олег.

После 24 февраля ситуация изменилась, и, например, в Латвии россияне массово жалуются на то, что не могут переоформить автомобиль.

«Формально в Латвии это возможно, но за последние полтора года, когда это многим стало актуально, никто эту процедуру фактически не прошел. Мало того, что она очень сложная, так даже сами местные чиновники не знают, как правильно всё сделать. Никто за это не берется. Мнение в Латвии такое: продавайте в России свою машину и покупайте здесь, не морочьте голову», — рассказал «Новой-Европе» Сергей, который живет в Москве, но работает в Риге и регулярно ездит на собственной машине между городами.

При этом в соседней Литве обладатели автомобилей с российскими номерами при наличии местного ВНЖ могут без проблем поставить машину на учет. Изменится ли это на фоне последних новостей — пока неизвестно.

О новых правилах, запрещающих ввоз машин на российских номерах, Сергей говорит так: «Закончилась эпоха поездок из России на автомобиле. Теперь буду добираться пешком или на автобусе».

При участии Ильи Андреева

Больше статей о происходящем в России и в мире читайте в "Новой газете. Европа".