"Хочу жить в стране, которая меня уважает": Иоланте и ее жене Ольге пришлось покинуть Латвию
фото: Скриншот видео
Иоланта Циханович
В Латвии

"Хочу жить в стране, которая меня уважает": Иоланте и ее жене Ольге пришлось покинуть Латвию

Rus.jauns.lv

Несколько лет назад Иоланта Циханович и ее жена Ольга приняли решение покинуть Латвию, так как не могли зарегистрировать здесь свои отношения. Жизнь в Латвии создавала сложности и напряженность. Сейчас в Бельгии они чувствуют себя свободными и защищенными.

Иоланта, которой чуть больше 50 лет, - психолог, психотерапевт, бизнес-консультант. Реализует различные проекты по всему миру и является соучредителем нескольких организаций.

В 2015 году Иоланта покинул Латвию вместе с женой Ольгой. В данный момент они уже два года живут в Брюсселе, сообщает портал "Lsm.lv".

"Я не хочу бороться и выживать"

"Она наполовину украинка, наполовину русская, поэтому у нее не было возможности получить вид на жительство в Латвии", — рассказывает Иоланта о своей спутнице жизни.

Они познакомились в 2009 году, на тот момент Ольга жила в России, где жить стало невозможно по разным причинам. Знакомые посоветовали Ольге выучить латышский язык и начать обучение в Латвии. 

Как вспоминает Иоланта, изначально планировалось, что Ольга проучится пять лет, а затем подаст заявление на получение гражданства, которое позволит им обеим жить вместе в Латвии. Однако через пять лет из Управления по делам гражданства и миграции пришло сообщение, что для иностранных студентов год считается за полгода, поэтому Ольга сможет подать заявление на получение гражданства только после десяти лет проживания в Латвии. "А потом мы поняли, что нет, еще пять лет - это слишком. Это такое унизительное отношение, я тоже не молодею. И тогда встал вопрос: хочу ли я бороться и выживать, или я хочу просто жить", — объяснила Иоланта. Таким образом было принято решение эмигрировать из Латвии. "Конечно, это звучит просто, но это значило продать квартиру, попрощаться. Это значит оплакать, это значит принять всевозможные маленькие и большие решения".

"Я влюбляюсь в человека, а не в половые органы"

На просьбу рассказать о своей жене Иоланта рассказал, как они познакомились: "Мы познакомились в интернете, не планируя отношений. Во время беседы мы начали спорить о мужественности, женственности, о социальных конструкциях. Мне очень нравятся умные дискуссии, где можно размышлять о вещах, я не люблю, когда со мной все время соглашаются". 

"Она очень красивая, умная и чрезвычайно креативная. Ну да, потом мы встретились, вошли в круг семьи друг друга — поговорили, познакомились и решили жить вместе", — вспоминает Иоланта.

Иоланта сочеталась браком в Дании, чтобы Ольга получила вид на жительство и визу. "Я не лесбиянка, потому что люди склонны видеть меня в такой категории — если ты живешь с женщиной, то ты лесбиянка. Но я пансексуал: я влюбляюсь в человека, а не в половые органы. Для меня гениталии — это второстепенная вещь, для меня первично — это человек, и об этом сложно говорить, потому что это не совсем понятно", — пояснила Иоланта.

Впервые Иоланта задумалась о своей сексуальности в подростковом возрасте, когда поняла, что люди ей нравятся вне зависимости от их пола. Понимание своей сексуальности было долгим и трудным путешествием для Иоланты. И она призналась, что до сих пор есть вопросы без ответов. "Понятно, что я тоже не чувствую себя женщиной, эта конструкция кажется мне ограничивающей. Ты берешь все эти слова, применяешь их к себе, а потом думаешь, а нужно ли мне такое обозначение. В некоторых случаях - да, проще общаться таким образом: я говорю это слово, другой человек говорит "ясно", и вам не нужно рассказывать какую-то длинную историю. Но в то же время для себя самой - нужно ли мне это обозначение? Я не знаю".

"Я хочу жить в стране, которая меня уважает"

В Бельгии они могут чувствовать себя в безопасности: "Мы можем держаться за руки и идти по улице, и никто никогда ничего не будет комментировать. Мы всегда можем ходить вместе — никто не будет комментировать. Нет никаких проблем познакомиться с другими людьми: могу сказать, вот, это Ольга, моя жена - все круто, вопросов нет, косых взглядов нет. И во многом другом мы можем быть самими собой".

Она ценит тот факт, что в Бельгии люди хотят помогать друг другу, а не осуждать, и их не волнует сексуальность другого человека.

Пара не думает о возвращении в Латвию. "Нет. Мы говорили об этом, и Латвия нам очень нравится, но у меня нет ощущения, что я могу чувствовать себя свободно и спокойно в Латвии. Такое ощущение, что в моей жизни снова будет много напряжения, много ограничений, которых я не хочу. Теоретически мы можем приехать, потому что Латвия теперь должна подчиняться европейскому решению, там должны принять наше свидетельство о браке, но я не хочу, чтобы мне говорили в такой унизительной форме: ну хорошо, раз уж нужно. Я хочу жить в стране, которая меня уважает. Если Латвия когда-нибудь будет такой страной, мы подумаем об этом", - сказала Иоланта.