Больше только на Балканах и в Монако: количество судей на душу населения в Латвии одно из самых высоких в Европе
В Латвии на 100 000 жителей приходится 29 судей, и этот показатель является одним из самых высоких в Европе, сообщил сегодня на Латвийской конференции судей председатель Верховного суда (ВС) Айгар Струпишс.
По его словам, больше судей только в балканских странах и Монако. В то же самое время в Эстонии на 100 000 жителей приходится 18 судей, во Франции, Швеции и Норвегии - 11, а в Великобритании - всего четыре судьи на 100 000 жителей.
Кроме того, и в отношении государственного бюджета суды Латвии тратят больше, чем многие другие страны. В прошлом году расходы достигли 1,05%. Больше тратится только в Румынии, Болгарии и Польше, отметил глава ВС.
Например, в Эстонии на судебную систему выделяется 0,66% государственного бюджета, а в Литве - 0,62%.
Аналогичная картина наблюдается и в отношении валового внутреннего продукта (ВВП). И по этому показателю Латвию опережают лишь Румыния, Болгария и Польша.
При этом в 2020 году количество дел в судах первой инстанции на 100 000 жителей в Латвии было одним из самых низких в Европе. Общая статистика показывает, что за последние четыре года количество дел сократилось примерно на 25%. Также примерно на четверть сократилось количество дел, рассмотренных судьями. Однако сроки рассмотрения дел остались без изменений.
Струпишс подчеркнул, что судебная власть не имеет права требовать больше вакансий, больше денег, потому что денег в системе достаточно. Он не исключил, что это может быть погрешностью статистики, например, в судебную систему включены какие-то другие затраты, которые не включаются в статистику в других странах.
"Сейчас я не могу объяснить, почему, например, в Латвии такой крупный бюджет на судебную систему по отношению к ВВП, и куда он тратится", - сказал Струпишс собравшимся, добавив, что этот вопрос предстоит тщательно изучить совместно с Министерством юстиции.
Кроме того, Струпишс в очередной раз подчеркнул, что политика судов должна быть единой, а это станет возможно только тогда, когда организационные и фискальные вопросы судов не будут подчинены исполнительной власти.
Струпишс выразил надежду, что эта проблема, которая должна была быть решена 20 лет назад, будет решена очень скоро, потому что исполнительная власть наконец-то услышала судей.