"Пошла на концерт, а домой уже не вернулась". История рижанки из треснувшего дома на ул. Валдемара
Несколько тысяч разрешений на строительные работы ежегодно выдается в Латвии. Речь как о новых проектах, так и о реконструкции старых. Порой активная стройка создает серьезные проблемы строениям, которые находятся рядом: по стенам идут трещины, сдвигаются перекрытия, оседают фундаменты… О масштабах проблемы рассказали "Открытые файлы" на Латвийском радио 1, которые пересказала радиопрограмма "Домская площадь".
"Пошла на концерт в оперу, а домой уже не вернулась", вспоминает Инта. Почему? Эту историю теперь, кажется, знает вся Латвия. В середине февраля этого года по фасаду ее старенькой пятиэтажки на ул. Валдемара в самом центре Риги поползли трещины. Эксперты тогда признали – дом в опасном состоянии, находиться в нем нельзя. С тех пор и дом Инты, и здание рядом стояли пустыми.
Жилые дома на улице Кр. Валдемара в Риге, в стенах которых образовались трещины
18 февраля вечером в Риге сотрудники Государственной пожарно-спасательной службы получили вызов в здание на улице Кр. Валдемара, где образовались трещины. ...
"Заметные трещины на стене стали появляться в 2019 году. А то и того раньше. Ведь когда-то в старину здесь находился берег Даугавы. Так что тут совсем другой грунт. Ситуация начала меняться с десяток лет назад, после того, как рядом началось массовое строительство".
Инта показывает на сияющую на солнце многоэтажку через улицу. Раньше там располагался банк Nordea. Сейчас это офисное здание.
"После этого строительства все и началось. Последствия мы ощущаем до сих пор. Потом стали строить Террасы Томсонса. Забивали сваи. Вибрация от этого тоже отразилась на состоянии старых зданий".
В то же самое время Инта признает, что жильцы старых построек не сделали свою домашнюю работу – никто из них не занимался мониторингом трещин и других повреждений. А нет документов, нет и доказательств, что именно стало причиной деформированных фасадов, треснувших перекрытий и осевших фундаментов.
Заходим во дворы. И создается ощущение, что дыры в трещинах на стене дома Инты – пустяк.
"Вот посмотрите на эти два дома. Они вообще покосились. Говорят, что это – попустительство их жильцов и владельцев. Но нет же! Это, действительно, воздействие строительства рядом. Смотрите – настоящая Пизанская башня! У нас таких своих "Пизанских башен" уже несколько".
Жильцы дома Инты вернулись в свои квартиры на прошлой неделе, когда строители устранили трещины и щели. Соседи рядом еще ждут, когда состояние их здания оценят и утвердят в Строительной управе Риги.
Кстати, там, в Стройуправе Риги, отмечают, что накануне строительства владельцы новостроек обязаны проводить инженерно-техническую экспертизу. Но содержание поданных ими заключений не оценивается. Это – ответственность застройщика объективно оценить все факторы, отметили в учреждении.
Ситуацию также осложняет разночтение законов и нормативов. Например, в одном из низ написано, что строительные работы следует проводить и планировать так, чтобы не было влияния на существующую застройку рядом. Вроде простое регулирование. Но – как и что именно – законодатели не уточняют, разводит руками директор департамента развития Valsts nekustāmie īpašumi Янис Ивановскис – Пигитс. Более того, продолжает специалист, действующие законы и правила не оговаривают допустимую амплитуду вибраций во время строительных работ. Поэтому его учреждению пришлось перенять немецкий опыт. Отныне и впредь на этих объектах осуществляется непрерывный мониторинг вибраций в режиме реального времени.
– Могут ли жильцы пострадавших от этих вибраций зданий, потребовать компенсацию. – Да, могут!
Ивановскис – Пигитс приводит в пример здание на улице Гертрудес, 32 в Риге. Там жильцы вовремя подсуетились, и задокументировали, как менялось техническое состояние их жилища в зависимости от проводимых рядом строительных работы. Сумму компенсации Янис Ивановскис назвать не смог, отметив, что это – компромиссный вопрос.
А что по этому поводу говорят в ответственном за строительство Министерстве экономики? Глава департамента строительной политики Олга Фелдмане говорит, что ей не нравятся регулярные намёки на пересмотр регулирования. Мол, невозможно написан конкретный план для каждой отдельно взятой ситуации. В последний раз Закон о стоительстве пересматривали в 2019-том году. И сейчас, считает чиновница, он совершенен и нуждается в каких-либо дополнениях.
Фелдмане не исключает, что порой поверхностно проведенные работы накануне строительтства действительно становятся причиной реальных повреждений для старой застройки. Более того, иногда такие работы и вовсе не проводятся.
Но на фоне тысяч выданных разрешений один-два таких случая совсем неплохой результат, заключает чиновница.