Калвитис: "Газпром" сможет получить деньги от продажи Gaso
Акционер Latvijas gāze (LG) - российская компания "Газпром" - сможет получить деньги, вырученные от продажи стратегического оператора системы распределения природного газа Gaso. В свою очередь, о другом акционере - Itera Latvija - такой большой ясности пока нет, сообщает передача TV3 Nekā personīga.
Агентство LETA уже сообщало, что LG заявило в пятницу о продаже Gaso эстонской компании Eesti Gaas, которая через эстонскую инвестиционную компанию Infortar принадлежит предпринимателям Айну Ханшмидту, Энну Панту и Калеву Ярвелиллю. LG получит базовое возмещение за свой капитал в размере 120 млн евро и проценты за время до завершения сделки.
Передача отмечает, что "Газпром" как акционер LG, скорее всего, сможет получить вырученные от этой сделки деньги, поскольку этому не мешают санкции против подконтрольной Кремлю компании, то есть компания может продолжать получать дивиденды от участия в LG. "Газпром" владеет 34% Latvijas gāze, а Itera Latvija - 16%. Фонду Marguerite Gas II.S.a.r.l. принадлежит 28,97% акций LG, а Uniper Ruhrgas International GmbH - 18,26%.
Владельцами Itera Latvija являются Юрис Савицкис, которому через Inter Energia Holding aps принадлежит 34% компании, и один из самых близких к Кремлю олигархов Игорь Сечин, которому через Davonte Holding Limited принадлежит 66% компании. Сечин попал под санкциями за то, что является близким союзником лидера российского режима Владимира Путина.
Летом прошлого года Сейм принял поправки к Закону о национальной безопасности, которые запрещают российским и белорусским компаниям покупать предприятия, важные для национальной безопасности Латвии. Кроме того, россияне лишились права голоса в компаниях, через которые они имеют влияние на значимые для национальной безопасности компании, такие как Gaso, поэтому с июня прошлого года люди из "Газпрома" и Itera не могли принимать решения о работе LG или Gaso. А само LG как один из торговцев энергоресурсами не оценивается как стратегическая компания. Продав Gaso, LG больше не будет связана ограничениями Закона о национальной безопасности на участие лиц из России и Беларуси, и газпромовцы снова смогут участвовать в собраниях акционеров.
Министр экономики Илзе Индриксоне считает, что "Газпром" не должен получать деньги за продажу Gaso. "Чисто с точки зрения санкционного механизма Евросоюза, конечно, можно применять такую систему санкций. Например, контроль над той или иной компанией получают, но деньги не попадают к подсанкционной компании или подсанкционному физлицу. С "Газпромом" сложнее, потому что санкции применены против большого количества разных компаний "Газпрома", дочерних предприятий, а также есть некоторые компании, которые не под санкциями. (...) С точки зрения национальной безопасности, я думаю, мы должны понимать, что все, что связано с энергетикой, критической инфраструктурой - это важная для национальной безопасности инфраструктура", - добавил министр иностранных дел Эдгар Ринкевич.
Как отмечает передача, "Газпром" включен в два списка Минфина США - один ограничивает сотрудничество в проектах по добыче нефти в арктическом регионе, а другой запрещает выдачу кредитов и участие в сделках, где участвуют Центробанк РФ, Фонд благосостояния РФ, а также Министерство финансов. Санкции Евросоюза в настоящее время не предусматривают прямо применимых ограничительных мер в отношении "Газпрома".
Это же подчеркнул и Калвитис, отметив, что в настоящее время нет никаких ограничений, которые запрещали бы "Газпрому" - акционеру возглавляемой им компании - получить деньги от продажи Gaso, а вот ясности с Itera Latvija пока нет. "На данный момент "Газпром" не под санкциями. По крайней мере, у нас нет такой информации, - сказал Калвитис, - выплачивать деньги "Газпрому" сейчас санкционный режим не запрещает. Как и дивиденды".
На вопрос, будут ли у Itera такие же возможности получить деньги, Калвитис сказал: "Эти вопросы, наверное, не к нам, эти вопросы надо задавать надзорным учреждениям. (...) Я не могу ответить на этот вопрос, потому что этот вопрос, скорее всего, регулирует Банк Латвии, или бывшая Комиссия по надзору за рынком финансов и капитала. Мы находимся с ними на связи, они проводят и изучают эти сделки и они дадут разрешение на выплаты. Поэтому сейчас я не могу ответить на этот вопрос".
Калвитис также подтвердил, что литовский терминал сжиженного газа в Клайпеде отказался заключать договор с LG, заявив, что в состав компании входят подконтрольные Кремлю предприятия.
"У нас есть возможность покупать газ на вторичном рынке, у нас нет прямого договора с Клайпедой, но есть прямой договор с Inko, поэтому мы можем покупать на терминале Inko в Финляндии, но мы также можем покупать газ, который поступает в Клайпеду, на вторичным рынке", - заявил Калвитис, признав, что Клайпеда, "оценив наших акционеров и сложившуюся ситуацию, не захотела заключать договор".
На вопрос, заинтересован ли "Газпром" в том, чтобы остаться на латвийском рынке или, возможно, он мог бы продать свои акции, Калвитис ответил весьма уклончиво: "Первый шаг - прежде всего решить вопрос с Gaso. Потом, наверное, этот вопрос будет для каждого акционера, что он хочет делать дальше, потому что LG становится торговой компанией. И надо сказать, что не каждый из наших акционеров имеет стратегический интерес быть торговой компанией. Поэтому, вероятно, я ожидаю каких-то изменений в будущем, но продлятся ли они год, два - мне трудно оценить".