Обитатели поселка для слепых в Риге в отчаянии: управдом поднимает стоимость аренды, многие не смогут платить
Старые деревянные окна, рассыпающееся асфальтовое покрытие, не ремонтируемые десятилетиями лестничные клетки и балконы в аварийном состоянии - вот лишь некоторые из проблем в многоквартирных домах Латвийского общества слепых на берегу озера Юглас. При этом в прошлом году жильцы получили уведомление о том, что арендную плату за квартиры планируется значительно повысить, сообщает передача Bez Tabu.
Несмотря на то, что эти нерешенные десятилетиями проблемы - старые деревянные окна, выбоины на асфальте, неотремонтированные лестничные клетки и опасные балконы - были больным местом у местных жителей, в прошлом году их поразило неожиданное известие. Пенсионерка Аустра, которая живет на улице Брайля с 1996 года, вспоминает: как только в управляющей компании начал работу новый руководитель, были получены предупреждения о повышении арендной платы.
Местные жители рассказывают, что до сих пор незрячим жильцам приходилось платить всего 55 центов за квадратный метр, а теперь - один евро. В свою очередь остальным вместо привычных 78 центов приходится расставаться как минимум с двумя евро, а то и больше.
"Мы согласны на один евро, мы согласны, но не на два евро. Тогда мне нужно 84 евро только на квартплату, а пенсия у меня 290. Как мне жить?" - говорит пожилая жительница.
С таким решением управляющего SIA Strazdumuiža жители не согласны, так как возникли подозрения, что дома на живописном берегу озера хочет заполучить кто-то другой, поэтому от них пытаются избавиться. Кроме того, нет ясности, зачем нужно повышать арендную плату, на что планируется потратить деньги.
Жительница поселка Надежда, родители которой были слепыми и которая всю жизнь прожила в Страздумуйже, вспоминает, что тех, кто отказывался подписывать договор, пытались запугать.
"Мне сказали, что если я не подпишу новый договор: "Тогда у тебя будет пять евро, и ты будешь жить здесь три года". А потом я просто вылечу", - говорит она.
Управляющая компания SIA Strazdumuiža, которая, как и здания, полностью принадлежит Латвийскому обществу слепых, называет обвинения жильцов ложью, утверждая, что они пытались договориться со всеми жильцами по-хорошему.
"Согласно новому закону об аренде, бессрочных договоров больше не существует, поэтому договоры в Страздумуйже и, наверное, и в других местах, заключаются на срок. Здесь, в Страздумуйже, все договоры заключаются на десять лет. А по поводу арендной платы - это неправда, что какой-то житель поселка платит больше двух евро", - указывает член правления SIA Strazdumuiža Иво Лиепиньш.
Повысить арендную плату было необходимо для того, чтобы устранить накопившиеся и обострившиеся десятилетиями проблемы в многоквартирных домах, на которые до сих пор не выделены средства. Свое время отслужили и несущие конструкции зданий, и другие элементы, которые не ремонтировались более 30 лет. Однако управляющий намерен это изменить. Иво Лиепиньш с сожалением заключает, что привести в порядок тротуары для пешеходов невозможно даже в мечтах, потому что проблем и затрат столько, что деньги есть только на самое важное, например, на установку систем пожарной безопасности, камер видеонаблюдения возле мусорных контейнеров, ремонт крыш подъездов, замену окон и другие вещи.
Комиссия по аренде жилья Рижской думы знает о недовольстве в Страздумуйже, но признает, что не может вмешиваться в то, как устанавливается арендная плата в собственности, не принадлежащей самоуправлению. При этом ничего незаконного в действиях управляющей компании не усматривается.
"Очевидно, что собственник должен содержать дома, платить зарплату дворникам и техническим работникам, а потому должен понимать, что это не старые времена, когда ты живешь в каком-то муниципальном доме, где тебе доплачивают только потому, что ты живешь в Советском Союзе", - отмечает председатель Комиссии по аренде жилья Рижской думы Каспар Бергманис.
Если кто-то из жильцов чувствует, что повышение квартплаты и других коммунальных платежей ему не под силу, может обратиться в самоуправление за жилищным пособием.