"Мне отказал каждый": украинские мамы в Латвии не могут найти врачей для своих детей
фото: скриншот Bez Tabu
У украинки Марины двое маленьких детей. Пытаясь записать их к врачу, она сталкивается с настоящей проблемой
В Латвии

"Мне отказал каждый": украинские мамы в Латвии не могут найти врачей для своих детей

TV3 / Rus.jauns.lv

Оказавшимся в Латвии беженцам с маленькими детьми очень сложно найти семейного врача или педиатра, рассказала украинка Марина. Она также указывает, что многие украинцы находятся в тупике: без присмотра врача детей с серьезными заболеваниями приходится везти либо в больницу, либо в частные клиники, что по карману не всем.

У украинки Марины двое маленьких детей. Укрываясь от войны, она оказалась в Латвии с другими соотечественницами, многие из которых уехали из дома вместе с маленькими детьми.

"Новая реальность такова, что только сообща мы можем более-менее сориентироваться в социальной среде, в образовании детей, в медицине. Нам всем надо было понять, как нам дальше двигаться. Мы все преисполнены благодарности за то, что у нас есть. В Латвии ты, как мама, в первую очередь ищешь медицину детям и образование. Но по прошестии времени приходится из очень многих проблем выкарабкиваться. А пожаловаться нам некому", - говорит обеспокоенная женщина.

Сама Марина и другие украинские мамы в отчаянии, ведь в Риге очень сложно найти семейного врача или педиатра. Списки номеров врачей, подготовленные Национальной службой здаровоохранения, которая отвечает за доступность медицинских услуг, выдаются жителям Украины в Рижском центре поддержки.

"Заболела моя дочь, ей тогда было полтора года. Обращалась я по всем номерам, которые мне дала социальная служба. Мне отказал каждый. Очень боятся брать ответственность за состояние здоровья наших детей. Если старше, например, лет восемь, то, может быть, проще найти семейного врача или педиатра, но именно за маленьких детей боятся брать на себя ответственность", - говорит женщина.

Вместе с журналистом передачи Bez Tabu Марина позвонила в несколько учреждений, номера которых ей и другим жителям Украины дали в центре поддержки в Риге. Представители этих учреждений, увы, также отказали в помощи ее ребенку. "Мы не можем получить помощь. Либо обращайтесь в больницу, либо нам советуют медицинский центр ARS", - рассказала Марина программе.

Поскольку нет возможности записаться на прием к детскому врачу и нельзя начинать лечение после первых симптомов, маленькие украинцы часто попадают в больницу с запущенными болезнями, говорит Марина. Частное медицинское учреждение может помочь со своевременным лечением, но счета за услуги у них очень высокие. Марина предъявляет несколько счетов из центра ARS - они варьируются от десяти до почти ста евро. У многих украинцев нет таких денег, поэтому нескольким матерям их оплатить помогли жители Латвии, рассказала Марина.

"Это ненормально!" - говорит по этому поводу Ренате Неймане, руководитель рижского филиала учреждения, ответственного за обеспечение доступности медицинских услуг. По ее словам, проблема касается не только украинских детей, но и латвийских: "Происходит смена поколений. Семейные врачи меняются. Отказываются в основном те семейные врачи, которые из старого поколения, старые терапевты. Они не слишком готовы заботиться о детях".

Семейные врачи плохо обучены лечению маленьких детей, поэтому не хотят брать на себя ответственность, а педиатров мало, говорит Неймане. Она делает ставку на смену поколений в среде врачей и возлагает надежды в будущем на молодых специалистов, умеющих работать со всеми, в том числе и с маленькими детьми.

Украинка Марина убеждена, что ответственные лица, раздавая номера телефонов, заранее не удостоверились, готовы ли конкретные врачи принимать новых пациентов, в том числе маленьких детей.

Президент Латвийской ассоциации врачей, семейный врач Илзе Айзсилниеце констатирует, что в Латвии остро не хватает семейных врачей, а имеющиеся, даже самые компетентные в вопросах ухода за детьми, перегружены работой. 

"Чтобы обеспечить нормальную доступность как для жителей Латвии, так и для жителей Украины, не требуется большого дополнительного финансирования. Требуется больше практик семейных врачей. Их нужно организовывать по регионам, при этом смотря, где больше украинцев размещено, где больше украинцев с детьми. Дополнительно требуется около 56 практик семейных врачей. Тогда дела наладятся. Нельзя сказать врачу – ты и так принимаешь 3000 пациентов, но возьмешь еще 200. Людям, приехавшим из Украины, нужны 24 семейных врача. Нужно создавать новые практики семейных врачей, и выделять им финансирование", - говорит Илзе Айзсилниеце.