Латвийские фермеры требуют от государства помощи: волки стали нападать на скот намного чаще
480 задранных волками голов, в два раза больше нападений на скот, чем в прошлом году – такова последняя статистика. Владельцы животных требуют, чтобы государство компенсировало ущерб или скорректировало лимит охоты на волков. Минземледелия и ответственные службы готовы пойти на компромисс лишь частично, сообщает Латвийское радио.
Журналисты Латвийского радио приехали в Елгавский край, В этой местности обитают волки, они часто нападают на домашний скот. Овцевод Зигмарс Закис из хутора Zaķu pļavas, расположенного в волости Цену, понес ущерб уже дважды. «Восемь овец погибли. Эти, как вы видите, пострадали от когтей волков и теперь восстанавливаются», - рассказывает Зигмарс Закис.
Хозяин охраняет около 70 овец латвийской темноголовой породы с помощью электропастуха, но хищники все равно напали на поголовье и загнали часть в лес, где те провели в стрессе полтора месяца, отмечает Rus.lsm.lv. В денежном эквиваленте потеря велика, да и тяжело психологически, признается Закис. Фермер считает, что государство должно обеспечить поддержку: «Необходимо найти какое-то межведомственное решение. Решить какие-то компенсационные моменты между секторами или скорректировать лимит охоты».
В сезон охоты на волков, который длится с 15 июля по 31 марта, разрешается добыть 280 хищников. Однако овцевод полагает, что ограничения по времени лучше отменить. «Если однажды волк пробрался ко мне на ферму, он придет и во второй, и в третий раз. Это ненормально. Его надо ликвидировать, есть ли период охоты или нет, если он приходит, его надо устранять», — говорит фермер.
Член правления Латвийской ассоциации овцеводов и владелец фермы Ralle Ивар Фридеманис из Кандавского района также считает, что лимит охоты на волков должен быть увеличен. Он отметил, что в этом сезоне охоты уже отстреляно более 90% запланированного лимита, хотя до конца сезона еще четыре месяца. «Днем я еду на машине и вижу, что по полям бегают волки. Ну, не знаю, не знаю... Я думаю, что это слишком», — комментирует Фридеманис.
В этом году убытки овцеводов могут измеряться суммой от 50 до 60 тысяч евро. Хотя потери не так велики на общем фоне сельского хозяйства, это мешает местным фермерам успешно выйти на европейский рынок с бараниной, подчеркнул Фридеманис, указывая, что при сегодняшних высоких ценах нападение волков наносит большой ущерб, поскольку овцеводство - это бизнес с медленным денежным потоком. «Когда люди едут и наблюдают за пасущимися овечками, то все довольны... Когда их рвут, только хозяин переживает потерю. В остальном: ну что там — это всего лишь овца...», — сетует Фридеманис.
Всего в этом году зафиксировано 77 нападений серых преступников, пострадало более 480 голов скота. Большинство - овцы, сообщает Государственная служба леса (VMD). Валтерс Лусис, начальник охотничьего отдела службы, называет этот год трудным, поэтому служба рассматривает возможность увеличения квоты с 280 до 300 добытых волков со следующего года. «Никогда не было, чтобы 90% допустимого количества было отстреляно уже в конце ноября. С популяцией волков все в порядке. Можно охотиться на 300 штук. С популяцией ничего не случится. Дальше посмотрим, что будет с нападениями. Они (нападения) всегда будут, пока есть овцы и есть волки», — пояснил Лусис.
Минземледелия тоже знает о проблеме, но вводить компенсации убытков не собирается. Тем более что государство потихоньку отказывается от компенсационного механизма, предлагая аграриям получить поддержку от частного сектора.
Директор департамента поддержки развития села министерства Лиене Янсоне заявила: «Мы содействуем внедрению системы страхования в аграрном секторе и животноводстве. Конечно, в любом случае это во многом связано (с отсутствием финансирования в стране), но в аграрной сфере доступны различные инструменты поддержки. Нельзя все взвалить на плечи государства».
Овцеводы скептически относятся к установке заборов, указывая на то, что волк все равно пролезет через него. С другой стороны, мало кто готов страховать свой скот - дорогое для фермеров удовольствие.