Российского журналиста Ивана Сафронова приговорили к 22 годам колонии строгого режима
Иван Сафронов, советник по информационной политике главы российской госкорпорации "Роскосмос", а прежде известный российский журналист-расследователь был задержан по подозрению в госизмене 7 июля 2020 года. В понедельник, 5 сентября, ему был вынесен приговор.
Московский городской суд дал журналисту Ивану Сафронову 22 года колонии строгого режима за государственную измену. Защита обжалует приговор Ивану Сафронову по делу о госизмене, заявил адвокат Даниил Никифоров: "Мы безусловно обжалуем приговор, более того, мы иллюзий не питаем, в этой связи жалоба у нас уже на руках, мы готовы отнести ее прямо сейчас".
Ivan Safronov's defense will appeal against the sentence. In the video: the courtroom applauds Safronov, chanting "Freedom!" pic.twitter.com/SdSwBs7Lzc
— The Insider (@InsiderEng) September 5, 2022
По версии следствия, Сафронов сотрудничал со спецслужбами стран НАТО, за что, в частности, получил 248 долларов от политолога Демури Воронина (также обвиняется в госизмене). Следствие, кроме того, называло агентом чешской разведки коллегу и приятеля Сафронова Мартина Лариша, который работал в Москве с 2010 по 2012 год как корреспондент газеты Lidové noviny, а затем создал информационное агентство, распространявшее по подписке информационный дайджест о безопасности.
Адвокат Иван Павлов, защищавший журналиста с лета 2020-го по весну 2021 года, рассказывал, что, по версии ФСБ, Сафронов был завербован спецслужбами Чехии в 2012 году, когда ему было 22 года, в 2017-м по их заданию передал секретные сведения "о военно-техническом сотрудничестве России с одним из североафриканских государств и действиях российских вооруженных сил на Ближнем Востоке". По версии следствия, конечным получателем этой информации были США.
Дело было передано в суд в марте 2022 года. Согласно заявлению генпрокуратуры, следствием были установлены и документально подтверждены факты четырехлетнего (с 2015 по 2019 год) и оплачиваемого "выведывания и собирания Сафроновым секретной и совершенно секретной информации, в том числе в отношении военно-технического сотрудничества России с государствами, входящими в Организацию Договора о коллективной безопасности, а также странами Ближнего Востока, Африки и Балканского полуострова".
Сафронов свою вину отрицает, от дважды предложенной ему сделки со следствием он отказался. В последнем слове он заявил, что его уголовное преследование связано с журналистской работой, в деле нет доказательств корыстного мотива, а также того, что кто-то передавал или знакомил его со сведениями, составляющими гостайну. Он настаивает, что не владеет какими-либо госсекретами и не передавал их Ларишу.
Сафронов также заявил, что назначенная следствием экспертиза всех его журналистских статей на предмет содержания в них секретных сведений была некорректной: в частности, эксперты сравнивали текст 2017 года, написанный по открытым источникам, с совершенно секретными документами 2018 года, а также признали информацию из журнала "Экспорт вооружений" за 2016 год секретной по состоянию на 2017 год.
Русская служба BBC ранее сообщала, что уголовное дело Сафронова может быть связано с публикацией в марте 2019 года в газете "Коммерсантъ" информации о поставках двух десятков российских истребителей Су-35 Египту и средств авиационного поражения примерно на 2 млрд долларов. По версии издания, публикация вызвала серьезное недовольство египетской стороны.
Атташе Египта по вопросам обороны в Москве бригадный генерал Мохамед Манси направил в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) письмо, в котором просил российских чиновников "принять все необходимые меры и действия для заявления об отрицании такой вышеуказанной новости".
Другой представитель египетского Министерства обороны в переписке с российскими коллегами отмечал, что новости о военно-техническом сотрудничестве с Египтом "будут отрицательно влиять на все действующие контракты между сторонами" и могут привести к "нежелательным результатам". Спустя два месяца после выхода статью убрали с сайта "Коммерсанта".